Николай СТАРОДЫМОВ. СОТКАННЫЙ ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Откуда взялся Ташкентский клад Николая Романова?
Николай СТАРОДЫМОВ
СОТКАННЫЙ ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Откуда взялся Ташкентский клад Николая Романова?
Поистине, История – это страна, хранящая неисчерпаемые кладовые фактов, ознакомление с которыми доставляет истинное удовольствие каждому любознательному человеку.
Великий князь – и известность
Буквально на днях интернет распространил информацию о том, что в Ташкенте нашли клад великого князя Николая Константиновича. Пошевелил мозговыми извилинами: что за Николай Константинович?.. И по какой причине оказался в Ташкенте, да ещё на длительное время, коль даже дворец там отстроил, да ещё и средства такие имел, что схоронил клад стоимостью в миллион современных долларов?.. Не могла же государственная казна настолько расщедриться… А если не казна, то откуда у великого князя такие личные средства?..
В общем, заинтересовала меня история сих сокровищ.
Вспомнилось, что читал что-то я у покойного Николая Красильникова про этот дворец, да как-то проскочил дальше, упустил намерение поинтересоваться этим человеком…
Ну а тут – такой повод!
И вот полез в интернет – и внутренне ахнул. Надо же, какой интересный человек, какая необычная судьба, и насколько противоречивая!.. И полная для меня неожиданность, хотя ведь искренне интересуюсь историей освоения Средней Азии в целом, и Туркестана в особенности.
Ну а коль сам узнал, то как же не поделиться с друзьями, которым также интересно прошлое родного Отечества?
Так вот, Николай Константинович – внук императора Николая I Павловича.
Вообще нужно отметить, что большинство потомков императора Павла Петровича отличалось, так сказать, плодовитостью – у них рождалось много детей. В том числе, разумеется, и мальчиков, то бишь великих князей. Бездетный Александр I на этом фоне предстаёт исключением из общей тенденции, и подобных исключений – всего ничего. К началу Первой мировой (тогда она называлась Великой) войны клан Романовых насчитывал едва не до сотни «принцев крови». Мы на бытовом уровне знаем только некоторых из них, в основном, в связи с какими-то особо яркими событиями. Однако это вовсе не значит, что остальные представали какими-то неяркими личностями, недостойными памяти потомков; что они банально прожигали жизнь за счёт казны, пользуясь принадлежностью к многочисленному родству венценосца. Это не так! Абсолютное большинство царевичей (назовём их так, хотя не все имели право так титуловаться) прошло военную службу, и многие участвовало в боевых действиях. Несколько офицеров, принадлежавших к династии Романовых, погибло в войнах, несколько получили Георгиевские кресты и Георгиевское оружие – а эти награды вручались исключительно за личное мужество, проявленное на поле боя. Известны среди Романовых и несколько настоящих учёных с мировым именем – как, например, Николай Михайлович…
Предыдущий абзац я поместил в данный текст с единственной целью: ничего удивительного нет в том, что кто-то из великих князей выпал из поля зрения человека, интересующегося историей царской династии.
И всё же главная причина малоизвестности Николая Константиновича кроется даже не в том, что он затерялся среди многочисленных родственников. Дело в том, что семейный совет, проходивший под председательством императора Александра II, в 1874 году постановил объявить царственного племянника душевнобольным, лишить его наследства, звания и боевых наград, сослать в глубинку, и – главное для нас в данный момент – нигде в официальных документах о нём не упоминать… В общем, вычеркнуть его из официальной хроники жизни монаршей семьи. Его даже родовой фамилии лишили – сменив несколько псевдонимов, Николай Константинович, в конце концов, вошёл в истории как князь Искандер.
Что ж такого он натворил?..
Великий князь – и, конечно же, любовь!
Друзья мои, а ничего, если я для краткости буду впредь писать это имя не полностью, Николай Константинович, а просто НК?.. Спасибо!..
Так вот, виной всему стала, как нетрудно догадаться, любовь. А точнее, её преступные последствия.
Командир эскадрона лейб-гвардии Конного полка Николай Романов влюбился. И в кого же?.. В приехавшую в Россию на гастроли американскую танцовщицу, да к тому же разведённую, ещё и с ребёнком… Ладно бы речь шла о пикантной интрижке – пусть бы развлёкся великий князь, так нет же: тут произошёл такой всплеск страсти!..
В общем, отец шалопая, великий князь Константин Николаевич – младший брат императора Александра II – решил отправить от греха сыночка подальше из столицы. И оказался НК в Средней Азии, где как раз готовился Хивинский поход. Молодой офицер принял участие в боевых действиях, даже реально отличился в сражениях, за что получил награду…
Именно тогда НК всерьёз увлёкся Средней Азией – и этот искренний интерес к краю он пронесёт через всю жизнь.
По окончании активной фазы боевых действий великий князь вернулся в Петербург. Родня надеялась, что страсть к танцовщице уже перегорела… Однако не тут-то было!
Надо отметить, что у некоторых представителей разветвлённого царственного рода в вопросах любви проявлялась настойчивость в достижении желаемого, граничащая с безрассудством. Вспомним хотя бы Михаила Александровича, которому впоследствии Николай II пытался передать выпавшую из рук державу, или Павла Александровича – отца известного поэта Владимира Палей, родившегося как раз от такого мезальянса… Это только три примера того, что великие князья шли на конфликт с царствующим домом – ради любви!
Как нетрудно догадаться из контекста, у вернувшегося с войны НК страсть вспыхнула с новой силой.
И разразился скандал!
У матери НК, великой княгини Александры Иосифовны пропало несколько бриллиантов. Расследование показало, что к пропаже имеет непосредственное отношение её сын Николай Константинович. Сам он, впрочем, вину категорически отрицал и, если уж постараться судить беспристрастно, обвинения в его адрес навряд ли можно признать бесспорными… Однако семейный совет счёл вину несомненной…
Тут-то и состоялось то самое решение, о котором говорилось выше: забвение и ссылка.
Великий князь – и научная деятельность
Началось скитание НК по местам ссылок. Сменив с десяток их, в конце концов, оказался он в столь любезной его сердцу Средней Азии.
И тут следует обратить внимание на следующее обстоятельство.
Оказавшись оторванным от Петербурга, от высшего света, от стянувшей его с традиционного пути, проторённого для царевича, пагубной страсти, НК не раскис, не погрузился в уныние, не опустил руки, а всерьёз занялся научными теориями, а если сказать точнее, научно-прикладными проектами. В некоторых публикациях той поры его называли одним из лучших исследователей Средней Азии – не зная, что за псевдонимом скрывается особа царских кровей.
Расскажу о его деятельности чуть подробнее.
Мы знаем, что в своё время Пётр Великий пытался исследовать удобные пути для проникновения как в Среднюю Азию, так и в Персию. Вспомним, хотя бы экспедицию Бековича-Черкасского. Так вот, НК решил продолжить эти изыскания.
Прежде всего, он организовал экспедицию по изучению возможности возрождения Узбоя.
Тут требуется пояснение. Поскольку мне довелось дюжину лет прослужить в Туркменистане, я хорошо знаю, о чём идёт речь. Однако ж не всем выпало такое счастье – пятую часть жизни провести в Каракумах!..
Это сегодня Аральское море рассыпалось на несколько крохотных водоёмов, да и тех стремительно исчезающих. Это сегодня реки-сёстры Амударья и Сырдарья не дотекают до предписанного ей природой устья, бессильно теряя свои воды ещё в среднем течении.
Во времена оны та же Амударья не только щедро вливалась в полноводный Арал, но и сбрасывала излишки влаги в боковое ответвление, в Узбой – реку, которая пересекала всю Каракумскую пустыню и вливалась в Каспий. Сегодня от Узбоя лишь кое-где сохранились следы пересохшего русла; говорят, что по нему местами встречаются заболоченные участки, однако лично я их не видел – сплошные занесённые песком такыры. Уж по воле ли природы речка пересохла, или же некогда хивинцы возвели дамбу, чтобы воспрепятствовать проникновению в свои земли пришельцев с запада, – есть разные версии.
Однако возможность восстановления Узбоя как важнейшей транспортной артерии региона рассматривали многие исследователи. Разумеется, в те времена, когда никто в кошмарном сне не мог увидеть, что Арал умрёт от обезвоживания.
По большому счёту, разрушивший всю природную гидросистему региона Каракумский канал, ещё не так давно носивший имя Ленина, задумывался, в принципе, как альтернативный Узбой…
Вот этот вопрос и изучал ссыльный великий князь.
Параллельно НК разработал проект прокладки в Туркестан железной дороги. На тот момент проект признали неосуществимым, однако со временем к нему всё же вернулись.
Занимался он изучением и других масштабных вопросов региона. Финансировал экспедиции, поощрял исследователей…
Великий князь – и снова дела любовные
К научной и хозяйственной деятельности НК мы ещё вернёмся.
Однако хочется остановиться коротенько на личной жизни ссыльного князя – не особо глубоко, впрочем, засовывая в неё свой нос. Для понимания дальнейших событий в этом имеется необходимость.
По дошедшим до нас официальным сведениям можно предположить, что в вопросах любви он не особо обращал внимание на общепринятые в те времена нормы морали – это с одной стороны. А с другой, судя по всему, он обладал неким шармом, способностью нравиться женщинам.
Не акцентируя внимание на некоторых интимных эпизодах его жизни, отмечу только один из них. На мой взгляд, имеющий важное значение.
Как уже говорилось, ссылку великий князь отбывал в разных местах по окраинам империи. Так вот, будучи в Оренбурге, НК женился на дочери местного полицейского чиновника, Надежде Александровне Дрейер. Столь вопиющий мезальянс вызвал в Петербурге реакцию вполне предсказуемую: по приказу государя Синод признал брак недействительным, а своевольного ссыльного отправили ещё дальше – и, в конце концов, он оказался в Ташкенте.
Так вот, Надежда Александровна пренебрегла всеми условностями и отправилась за возлюбленным в далёкий Туркестан. И оставалась при нём в качестве гражданской жены до самого конца его жизни. Терпела при этом его любовные приключения – не всегда, признаться, выглядевшие безукоризненными с точки зрения морали. А красивая была – судя по фотографиям.
И впредь: куда бы ни ссылали-перессылали НК, она всюду преданно следовала за ним.
Великий князь – и успешный бизнесмен
Ну и наконец, ташкентский период его жизни.
Николая Константиновича не следует принимать как баламутистого бонвивана, который только тем и занимался, что своими любовными похождениями дразнил венценосную родню. По фактам, которые уже приведены выше и которые ещё приведу, можно судить, что НК оказался разносторонне одарённым человеком, хотя и не всегда использовал эти одарённости по назначению.
Хочется отметить хотя бы тот факт, что он некогда, в дни своей молодости, стал первым из всех Романовых царственного дома, который прошёл курс обучения в Академии Генерального штаба, причём, поступил в АГШ по своей инициативе и окончил с серебряной медалью. Ну а в Туркестане он зарекомендовал себя как блестящий предприниматель.
Причём, об НК не скажешь, что это классический буржуй, из тех, о ком писал Маркс: нет-де такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради прибыли. Нет – это был просвещённый культурный предприниматель в лучшем понимании этого слова, который и себя не забывал, но и щедро делился доходами с краем, ставшим для него родным, и с местным населением. Не в смысле раздавал-разбазаривал нажитое, а окультуривал край, создавал промышленность, закладывал основы будущего процветания Узбекистана.
И в сказанном в предыдущем предложении нет никакого преувеличения!
Именно НК первым занялся полномасштабным обводнением края, прокладывал каналы – в частности, напоил печально известную Голодную степь. Именно НК заложил в регионе основы земледелия. С него в Туркестане началось промышленное производство хлопка. Именно НК наладил здесь маслобойную промышленность – масло делали из семян хлопчатника. Именно НК начал мостить улицы в Ташкенте. Именно НК начал массовое строительство в крае, по его почину тут начали формироваться оседлые поселения – и счёт их шёл на десятки. Именно НК построил первый в крае кинотеатр. Именно НК построил Ташкентский оперный театр, и вообще дал толчок к развитию культурной жизни.
И при этом – особо подчеркну! – всё это делалось за счёт его предпринимательской деятельности. Википедия приводит весьма показательный факт. На содержание НК казна отпускала 200 тыс. рублей в год, в то время как сам НК зарабатывал до полутора миллионов. Сам он жил на широкую ногу; однако ж при его непосредственном участии Туркестан буквально расцветал.
При этом не следует забывать, что князь Искандер – именно на этом псевдониме он, в конце концов, остановился – не занимал в Ташкенте никакой официальной должности, которая обязывала бы его печься о развитии региона! Нет, Николай Константинович просто показал себя истинным государственником!
Правда, как оказалось, уже тогда повелось – все активы официально числились за его женой, всё той же верной Надеждой Александровной. Это чтобы не дразнить всё тот же Петербург.
Великий князь – и революция
Как и абсолютное большинство представителей клана Романовых, НК принял Февральскую революцию с восторгом – приветствовал известие о ней красным бантом и красным же флагом над своим дворцом. Он отправил приветственную телеграмму Александру Керенскому…
Наверное, в отличие от предавшей идею монархии петроградской родни, его-то как раз по-человечески можно понять. Как бы ни хорошо ему жилось в Ташкенте, сколь ни успешно сложилась здесь его жизнь, а только Туркестан являлся задворками империи – и многолетнее проживание здесь в изгнании вряд ли могло в полной мере удовлетворять НК.
Впрочем, даже немного не так – не само по себе проживание на окраине государства, по всей видимости, угнетало его. Любому человеку претит ограничение в правах, а уж прирождённому великому князю – тем паче. Революция, падение монархии означали отмену «высочайшей» опеки над ним. Для него отречение Николая II стало истинным символом свободы.
Тем более, что из Ташкента события в метрополии виделись в значительной степени в ином свете, чем собственно в столице. Я сам в 1991 году служил в Ашхабаде, и могу вполне обоснованно свидетельствовать, что с национальной окраины государственный переворот выглядит не так, как если наблюдаешь его в непосредственной близости.
К тому же, по мнению НК, Александр II стал царём в нарушение закона о престолонаследии. Не стану сейчас разбираться в юридической казуистике данного вопроса, только отмечу, что у ссыльного князя имелась довольно стройная доказательная база, на основании которой он утверждал, что наследовать державу полагалось бы другому Романову.
Как бы то ни было, НК революцию принял. И через какое-то время даже съездил в Петроград…
А вскоре по возвращении в Ташкент князь Искандер умер. Случилось это в январе 1918 года. Глядя на дату, как-то сразу думаешь о злодеях-большевиках… Однако в данном случае смерть настигла Николая Константиновича вполне естественная – от воспаления лёгких.
Так завершилась непростая судьба непростого человека – Николая Константиновича Романова, великого князя, которому любовь подставила подножку, однако ж который не сломался от удара судьбы, и оставил после себя добрый след в целом регионе.
Нет-нет, идеализировать его не стану. Однако ж и камней бросать в его память особо не за что.
Великий князь – и память
Как я уже писал, некогда я что-то читал о ссыльном великом князе у покойного Николая Красильникова. Но как-то не обратил внимания на столь интересную информацию.
Как оказалось, бывая в Ташкенте, я неоднократно проходил мимо дворца, построенного НК. На его строительство государственная казна выделила немалую сумму, однако Романов на казённые деньги построил театр, свой же дворец возвёл на собственные, заработанные средства по весьма оригинальному проекту. Особняк получился великолепный.
В советский период в том здании располагались разные учреждения. Сколько раз в нём производили ремонты!.. А вот клад обнаружили только сейчас.
Нет сомнения, что обнаружена только часть сокровищ НК. Опять же, не вызывает сомнения, что значительная их часть была конфискована ещё на заре Советской власти; однако ж, как выясняется, и не всё. Что-то из некогда укрытого уже найдено, что-то вроде как оказалось за границей, ну а что-то, вполне возможно, ещё сокрыто в виде кладов.
Опять же, как уже говорилось, все свои активы НК записывал на свою жену. Соответственно, она, по всей видимости, являлась сораспорядительницей семейных капиталов.
Надежда Александровна намного пережила своего мужа. Но на сколько конкретно, неведомо – дата и место её упокоения неизвестны. Известно только, что она ещё долго проживала в Ташкенте, и вроде как не бедствовала – по всей видимости, сумела правильно распорядиться сокрытой частью наследства; а то и Советская власть ей выделила пенсию… Почему бы не предположить, что местные власти, в память о добрых делах НК, или за сданные сокровища, не тронули «великую княгиню» – случались ведь и такие казусы.
Я ещё упустил из вида, что огромная коллекция живописных полотен, собранных НК, стала основой Ташкентского музея изобразительных искусств. Здесь же хранится и великолепная мраморная скульптура той самой американской танцовщицы, что погубила карьеру придворного принца, но тем самым оказала неоценимую услугу далёкому Ташкенту и Туркестану в целом. Ваятель изобразил красавицу в виде Венеры, возлежащей на ложе…
Что ещё?..
У НК было по меньшей мере семеро детей – как от законных жён, так и вне брака. Судьба у всех сложилась по-разному.
Только это уже совсем иная история.
Ну и традиционный вопрос в заключение. А помнит ли Ташкент о том, сколько добра сделал ему ссыльный великий князь Николай Константинович?.. Если помнит – хорошо. Ну а нет… И не будем комментировать данное предположение.
Любопытно. Очень бережное отношение к русской истории.