ЮБИЛЕЙНОЕ / Борис ВИЛЕНСКИЙ. ПЕРОМ ВЕДУЩАЯ СУДЬБА. К 80-летию Ирины Ракши
Борис ВИЛЕНСКИЙ

Борис ВИЛЕНСКИЙ. ПЕРОМ ВЕДУЩАЯ СУДЬБА. К 80-летию Ирины Ракши

 

Борис ВИЛЕНСКИЙ

ПЕРОМ ВЕДУЩАЯ СУДЬБА

К 80-летию Ирины Ракши

 

Так бывает, что знаешь человека много лет, а рассказать о нём трудно. И не потому, что ты недостаточно хорошо знаешь человека. Просто человек, о котором я хочу поведать читателю, настолько масштабный, что описать его журналистско-писательскими штампами невозможно. Увы, в наше время лексикон писателей, журналистов, читателей сжимается подобно шагреневой коже. Куда девалось многообразие и богатство русского языка? А ведь язык, слово – редкий Божий дар. И обращаться с этим даром нужно бережно, с любовью и уважением. Именно так и поступает всю свою сознательную жизнь замечательный прозаик Ирина Евгеньевна Ракша. Я не буду приводить здесь её биографию, потому что это уже будет заявка на приличный том в серии ЖЗЛ. Лучше поговорим о её творчестве и истоках её вдохновения. К писательству мало иметь талант – необходимы побудительные мотивы и кропотливый труд над словом. В большей или меньшей степени мы все владеем огромным количеством слов, но писатель должен знать ещё больше. К тому же, этого знания мало – надо знать историю языка, истоки его происхождения, историю своего народа и государства. Но и этого мало. Писатель должен быть эрудитом, дотошно вникать в мировую историю, владеть психологией. Процесс создания произведения есть сакральная тайна – как из набора слов и понятий возникает мысль, чувство, философия. Добросовестный автор не только показывает своё умение владеть словом, он должен завладеть вниманием читателя, возбудить в нём интерес, передать ему свои эмоции: боль, радость, сочувствие, любовь. А без этого произведение может не состояться. Всё это есть у Ирины Ракши. Она непостижимым образом вводит читателя в свой мир и заставляет его проникнуться духом этого мира. Врождённое чувство русского слова даётся не каждому, а только тем, кого мы считаем властителями дум (душа всё-таки принадлежит Богу).

Я родился уже после войны и её реалии мог знать только из рассказов родных, соседей-ветеранов, из книг, газет и кинофильмов. Но рассказ Ирины Ракши «Останкинские дубки» каждый раз при прочтении погружает меня в мир её военного детства. Эти воспоминания сурового и счастливого детства заставляют вспомнить и своё детство. А там развалины домов после бомбёжки (даже спустя 10 лет после войны были такие в разных городах), следы от пуль и снарядов на стенах, а иногда и просто опасные находки в развалинах – эхо войны. Чувство голода трудно описать, его можно только хранить в себе. Это чувство испытали на себе все дети войны. Может потому у старшего поколения такое трепетное отношение к хлебу – сметание крошек в ладонь, сушение сухарей из чёрствого хлеба. Щемящее чувство сострадания накрывает тебя, как волна. Такое чувство у меня возникало, когда читал Чехова «Ванька Жуков» или «Дети подземелья» Короленко. Такое же чувство накрывает, когда ходишь среди могил на Пискарёвском кладбище. Невыносимо, до слёз… до сдавленного дыхания… Всё это в прошлом, уже история, которую забывать нельзя. Беспамятство всегда отомстит.

У Ирины Ракши много воспоминаний о своих современниках. Эти имена уже давно вошли в русскую литературу и стали её золотым фондом. Здесь и Василий Шукшин, и Евгений Носов, и Михаил Светлов, и Юрий Левитанский, и Евгений Евтушенко, и многие другие, которые могут составить внушительный список. У неё много воспоминаний о муже, с которым были связаны самые счастливые годы их молодости. Художник Юрий Ракша рано ушёл из жизни, но оставил значительный духовный багаж всем нам. В первую очередь триптих «Поле Куликово», который писал до последнего вздоха. К большой скорби, дочь почти повторила путь отца – умерла внезапно у мольберта. Так солдаты погибают на посту. У Юрия Ракши было много других картин, рисунков, эскизов, набросков. Юрий и Ирина в определённый период жизни были связаны с кино, а там были Василий Шукшин, Акира Куросава, Лариса Шепитько. Для Юрия Ирина Ракша была не только женой и матерью его дочери, она была его музой, натурщицей, первым зрителем и единомышленником. Не случайно астрономы назвали их именами две планеты, которые вращаются в бескрайнем ледяном космосе, не ведая, чьи имена носят. Кстати, именем Надежды Васильевны Плевицкой, бабушки Ирины и известной русской певицы, тоже названа планета. Получается уже целая космическая династия планет. Говорят, что красивая женщина редко бывает умной. Злые языки. Количество посвящений Ирине Ракше от известных поэтов впечатляет. В них и тайное признание, и лирика, и философия, и озорство. Приведу только одно, короткое, от Станислава Куняева.

 Ирина свет Ракша,

 Как на духу скажу,

 Что ты так хороша –

 Что глаз не отвожу.

 Талант и красота

 Прекрасны без прикрас,

 Нет на тебе креста –

 Смущаешь, бедных, нас.

 

Время неотвратимо и безжалостно, уже многих нет в живых, но остались их произведения, а с ними их мысли и чувства. И вот с таким багажом Ирина Ракша подошла к своему юбилею. Она никогда не скрывала свой возраст. Этой женщине жизнь подарила счастливые годы и трагические события. Но, зная её непреклонный характер, уверен, что она справится с любыми испытаниями. Ведь Бог не даёт человеку испытаний больше, чем человек может вынести. Тем более человек православный. А Ракша безусловно глубоко православный человек. Когда я читал её «Пятое евангелие», то не мог отделаться от ощущения, что последние часы Христа проходили на моих глазах. Это с Христом я прошествовал по улице Виа Долороза, сгибаясь под тяжестью креста. А вокруг – то тайно сочувствующие взоры, то глаза полные ненависти и злорадства. Она не случайно ездила в Иерусалим, чтоб ощутить ту ауру времени, после которого цивилизация начала новый отсчёт. Ей удалось передать чувства, настроение и исторический драматизм той эпохи. Мои штрихи к портрету Ирины Ракши были бы размытыми, если бы я остановился на каком-то одном из её талантов. У неё много граней, надо только выбрать ракурс. Биография московской девочки могла пойти по проторенному маршруту: школа, институт, карьера. Но это не про неё. В юности она поехала на Алтай, работала на тракторе, скакала по алтайским просторам на лошадях, глотала пыль в кузовах грузовиков, тряслась на грузовых платформах по вихляющим рельсам. Однажды её, скачущей, увидел Михаил Светлов и восхитился алтайской амазонкой. Это вдохновило его на строки:

Откуда ты взялась такая?

Где ты жила, где ты росла?

Твоим желаньям потакая,

Природа всё тебе дала. 

 

Да, природа ей всё дала – ум, талант, красоту. Не случайно Дмитрий Ильин сказал о ней: «Ирина Ракша – художник внятный, цепкий и умный реалист. А в чём её цепкость? В деталях. Она хорошо ориентируется как в городских, так и в деревенских реалиях. В этом очень важна точность, достоверность, а иначе читатель не поверит в искренность автора». Не раз ловил себя на мысли, что некоторые авторы не владеют темой – они бегут за сюжетом, но превращают его в схему. У Ракши всё не так. Ей знаком деревенский быт, она сопереживает своим героям. А это зачастую простые люди – от станка, от сохи. Их мир не менее богат, чем мир сибаритствующего интеллектуала. Зачастую от простого сельского жителя можно позаимствовать не только жизненную философию, но и совершенно неожиданные мысли, которые изнеженному и оглушённому горожанину порой не приходят в голову. Мы очень часто забываем свои корни, свои истоки, механистический мир делает нас чёрствыми, бездушными, жестокими и, что хуже всего, равнодушными. Именно против этого выступает русская литература. Вот и Ирина Ракша проповедует мир осмысленный, мир духовный. Её творчество было много раз отмечено правительственными наградами, наградами Союза писателей, дипломами, но лучшая награда, как сказал поэт Владимир Костров, быть русским писателем. Награды, конечно, приятно иметь, тут не стоит лукавить, но не стоит забывать, что на писателе лежит ответственность за то, что он создал. Иногда мысли непостижимым образом могут материализоваться. И тут очень важно, из-за какого плеча пришла эта мысль. Как-то очень метко сказал в своей балладе Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал». Да, это очень важно читать нужные книги именно в детстве, они закладывают фундамент нравственного человека. Если перечислять журналы, издания, где печатались произведения Ирины Ракши, то этому придётся посвятить не одну страницу. Она действительный член Академии русской словесности, член Союза писателей, член Союза кинематографистов, член Союза журналистов. Её работоспособность удивляет даже молодых, она не позволяет себе расслабляться и почивать на лаврах. Ирина Ракша не только серьёзный прозаик, она ещё и кинодраматург. Ей повезло дружить с Василием Шукшиным и Ларисой Шепитько. В их доме всегда гостили поэты, актёры, режиссёры, музыканты, художники, служители церкви. Её жизнь и творчество – целая эпоха. Увы, в современном суетном и оцифрованном мире это никто не ценит. На телеэкранах мелькают молодые и старые бездари, а настоящие таланты обзывают странным словом «неформат». Как тут не вспомнить гениального Грибоедова «А судьи кто?». Но, несмотря на все гримасы и судороги современного мира, Ирина Ракша продолжает трудиться. Для таких людей творчество – спасательный круг, который не даёт скатиться в нытьё, пьянство, зависть, озлобление. Разумеется, что люди старшего поколения имеют особую закалку, кто-то назовёт её сталинской или советской. У кого-то пробежит по лицу гримаса страха и ненависти. Но «сталинская закалка» звучит, в ней мощная и глубокая подкладка. Да, у Ракши есть эта закалка. И герои её живые, натуральные, узнаваемые и потому близкие простым людям. Литература существует именно для них, а не для зажравшейся элиты, гламурных бесов и вечно брюзжащих либералов. Мне бы очень хотелось, чтоб молодой читатель не торопился прочитать очередной опус новомодного и нашумевшего автора, а обратился к произведениям, которые прошли проверку временем и стали незыблемой истиной. Истина не любит шума и суеты. Тот, кто прочитал рассказы и повести замечательного прозаика Ирины Ракши, обогатил свой духовный мир, вкусил удовольствие от прекрасного русского языка, получил заряд оптимизма, пополнил свой багаж светом и добром. А автору хочу пожелать новых творческих удач и здоровья. И пусть её вдохновенное слово ещё долго будет нас радовать, давать пищу для ума и души.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии