Николай СТАРОДЫМОВ. СЛОВО О САМОЙ БЕССМЫСЛЕННОЙ ВОЙНЕ. Первое августа – День памяти воинов, павших в Первой мировой войне
Николай СТАРОДЫМОВ
СЛОВО О САМОЙ БЕССМЫСЛЕННОЙ ВОЙНЕ
Первое августа – День памяти воинов, павших в Первой мировой войне
Россия за свою историю много воевала. Причём, по своей воле, на мой взгляд, не так часто – чаще вынужденно. Хотя согласен, возможны и другие точки зрения.
Но вряд ли кто станет утверждать, что более ненужной и бессмысленной войны с более ужасными последствиями, чем война, в разные периоды называвшаяся Германской, Второй Отечественной, Великой, Империалистической, Первой мировой, в отечественной истории не сыскать.
А потом это многомиллионное смертоубийство заслонилось от потомков Революцией, Гражданской войной, идеологическими шорами… И она стала не только самой бессмысленной, но и самой забытой.
Лишь в последнее время о павших в той войне начали вспоминать, говорить о них, памятники ставить…
Первая мировая война знаменовала собой закат такого главного до того времени рода войск, как кавалерия. В фильме «Офицеры» (том фильме, классическом, а не позднейшей слабой поделке) мимолётом звучит фраза, мол, «танки – это только мода, а кавалерия была, есть и будет». История показала, что будущее всё же за бронированной техникой.
Первая мировая война и в самом деле породила танки, автоматическое оружие (в т.ч. автомат Фёдорова), оружие химическое, авиацию, подводный флот, линию фронта от моря до моря, доказала, что крепости уже не играют той роли, как встарь, зато на качественно новый уровень поднялась роль фортификационного оборудования местности…
Да много она ещё чего дала человечеству – с точки зрения технического прогресса несомненно значимого, однако применяемого для массового умерщвления себе подобных!.. Кто там сказал из великих, что человек остаётся тем же неандертальцем, только слегка покрытым лаком цивилизации?.. Первая мировая доказала правомочность этого высказывания.
Первая мировая не только перекроила политическую карту мира. Она вывела на авансцену истории прозябавшие до того в массовке силы, которые до невероятия перевернули всё: мироустройство, взаимоотношения между странами и людьми, взаимоотношения между технократическими и гуманитарными представлениями о жизни и действительности…
Первого августа 1914 года Николай II добровольно ступил сам на первую ступеньку и повёл свою семью вниз по лестнице Ипатьевского дома; Вильгельм начал готовить вагон для его бегства за границу… И этот ряд можно продолжить…
Равно как и утверждать, что безвестный австрийский юноша Адольф Шикльгрубер, расписываясь в повестке о призыве в армию, тем самым примеривался поставить автограф под планом «Барбаросса»…
Всё в жизни взаимосвязано! И никому не дано знать, как далеко разойдутся волны от принимаемого решения.
Первого августа 1914-го Смерть радостно расчехлила свою косу, Атропа провела оселком по лезвиям своих ножниц, перерезающих нити человеческих жизней – они предвидели для себя обильную жатву…
…Всякий раз, когда речь заходит о Первой мировой, вспоминаю фрагменты из прочитанного в разных книгах. В третьем томе замечательной трилогии писательницы Катарины Причард (именем которой, к слову, на Венере назван кратер) о жизни простых австралийцев «Крылатые семена» Салли как раз не может понять, почему её сын должен отправляться на другую половинку Земли воевать в Европе… А Тур Хейердал в книге «Фату-Хива» рассказывает о том, что поведал островным каннибалам, что в результате войны в Европе погибло десять миллионов человек, которых не съели, а просто зарыли в землю… «А зачем же тогда воевали?» – недоумевали людоеды.
А вот и в самом деле: зачем?..
Вряд ли кто ответит…
Только тем, кто пал на полях сражений, от того не легче.
Вечная память солдатам, павшим в первой мировой – самое нелепой, самой ненужной, самой бессмысленной, самой несправедливо забытой из войн, которые вело наше Отечество.
Я не люблю использовать в своих текстах слова из разряда превосходных степеней. Однако из предыдущего абзаца слово «самый» вымарывать не стану – оно и в самом деле отражает моё представление о той войне.
Павшим – слава и память. Развязавшим её – анафема!