РЕЦЕНЗИЯ / Николай СТАРОДЫМОВ. ЧТО ТАМ, НА НЕДОПИСАННЫХ СТРАНИЦАХ?.. О романе Евгения Красницкого «Бешеный Лис»
Николай СТАРОДЫМОВ

Николай СТАРОДЫМОВ. ЧТО ТАМ, НА НЕДОПИСАННЫХ СТРАНИЦАХ?.. О романе Евгения Красницкого «Бешеный Лис»

 

Николай СТАРОДЫМОВ

ЧТО ТАМ, НА НЕДОПИСАННЫХ СТРАНИЦАХ?..

О романе Евгения Красницкого «Бешеный Лис»

 

Я не знаю, кто именно там, на небесах, распоряжается, сколько отпущено жить и творить писателю. Только вижу, что как-то не всегда справедливо получается в этом вопросе. Иной уж писать давно забросил, а ничего, коптит себе помаленьку – и пусть, конечно, живёт на здоровье! Я ж не против тех, кто живёт – я за то, чтобы автор (настоящий Автор) имел возможность завершить свой труд, выполнить свою миссию, своё предназначение на нашем грешном белом свете!

В данном случае я речь веду о замечательном писателе Евгении Красницком, покинувшем наш мир пять лет назад, и о его оставшемся неоконченным романе «Бешеный Лис», эпопее, в которую вошли романы «Отрок» и «Сотник».

В мире всё диалектично. Раньше, в советские времена, писателей было не так много, и самых выдающихся мы знали пофамильно. Сейчас написать и издать книгу под силу каждому. В результате столько достойных внимания произведений и авторов оказывается вне поля нашего внимания! Теряются они в книжном океане!

«Выпей море, Ксанф!». Эта знаменитая фраза вполне применима к нынешней ситуации на книжном рынке. Правда, хитроумный Эзоп порекомендовал отделить воду собственно моря от воды впадающих в него рек; так и здесь: попробуй отследить все достойные нашего внимания книги!

Вот так и проскочила мимо моего внимания эпопея Красницкого. Благо, подсказал сын, зная мои литературные предпочтения.

А оно вон как вышло: только начал читать, и тут же узнал, что автор, Евгений Красницкий, ушёл из жизни, не только не дописав своего великого труда, но не успев даже развернуться как следует!

Итак, эпопея про Бешеного Лиса, изложенная в книгах с вполне спокойными названиями «Отрок», «Сотник»…

 

* * *

Когда рекомендуешь кому-то к прочтению книгу, иной раз приходится быть очень осторожным.  Потому что нечётко сформулируешь свою мысль, и разом отпугнёшь собеседника от произведения.

Произведение, о котором идёт речь – что это?.. К какому жанру его отнести? Для любителей подобной классификации на такой, казалось бы, простой вопрос и ответа сходу не подберёшь!

Исторический роман – этот ответ на поверхности. Однако такую характеристику ему дать окажется слишком упрощённо. И к тому же получается, что книга изначально станет интересной только для любителей истории России XII века. А это не так! Вернее, не совсем так!

Тогда подходим с другого бока. Книга рассказывает о том, как ум современного человека переносится именно в те времена и вселяется в мальчишку… Это что-то интересное, – оживится любитель мистики; чушь какая! – охладится любитель истории.

Однако из дня нынешнего в далёкое прошлое отправляется ум не простого человека, а профессионального специалиста в сфере управления, который умеет манипулировать поведением людей. Наверное, подобный поворот рецензии ещё больше проредит ряды потенциальных читателей…

И вполне искренние слова о том, что всё сказанное выше о романе – это правда, но только следует возвести его в степень интересно раскрученного сюжета.

Итак, герой книги – современный специалист-управленец, пятидесяти с лишком лет от роду. В принципе, он хорошо владеет только своей профессией, и не шибко силён в других сферах деятельности. Он окончил советскую ещё школу, потом институт, а потому неплохо знает историю и культуру своей страны – неплохо, но на уровне именно хорошего ученика. Он отслужил в Советской армии срочную службу, и в силу этого имеет некие начальные знания в сфере военной. Он какое-то отношение имел к спортивному мореплаванию, и тут имеет азы навыков… Короче говоря, вполне обычный человек – у каждого из нас ведь имеются некие базовые знания и какие-то увлечения. Повторюсь: самое главное – герой является специалистом в сфере управления.

Волею автора романа он оказывается перенесённым в век двенадцатый, в Пинское княжество, в тело мальчишки.

Конечно же, в романе есть всё, что должно быть.  Имеют место приключения, кровопролитные схватки, дружба, предательство, конечно же, любовь… Взаимоотношения людей крайне переплетены и сразу не разберёшь, кто прав, а кто виноват – как и в жизни. Поступки не всегда предсказуемы и порой даже нелогичны и психологически неоправданны – тоже как в жизни. Иной раз некий конфликт разрешает случайность, однако этим ходом автор не злоупотребляет, куда чаще промежуточный финиш оказывается результатом активных действий героев. А ещё следует отметить юмор автора, его умение не просто шутить, а создавать шутки, адаптированные к отечественному Средневековью…

Наверное, я увлёкся отвлечёнными рассуждениями. Нужно поближе к книге.

В чём её сила, мудрость, убедительность?

Автор показывает, что система управления людскими массами всегда одинакова – что в дне нынешнем, что дне минувшем.

Деятельность героя книги приводит к фатальным ошибкам только в случаях, когда он недостаточно чётко просчитал алгоритм выстраиваемой комбинации. Если же он нигде в расчётах не ошибся, результат получается именно такой, как он планировал.

Мишка родился в семье, главы которой на протяжении нескольких поколений возглавляли княжескую сотню, которой в кормление отдана часть Погорынья – территории вдоль реки Горынь. Некогда могучая ратная сила, сегодня что семья, что сама сотня пребывают в упадке.

И вот в мальчонку вселился ум его далёкого-предалёкого потомка. Поначалу этот «пришелец» мирился с существующим положением дел – с бедностью, что его обижают более сильные соседские парни, с тем, что дед-инвалид руки опустил…

А потом…

Чувствуется, что автору книги хорошо знакома теория науки об управлении. Он умеет (умел! – к сожалению) выстраивать чёткие формулировки, определять цели и задачи, пути решения…

Так вот, потом вдруг наш герой осознал, что внешняя среда может меняться, но алгоритм руководства остаётся прежним!

Мишка поставил перед собой три задачи: добиться собственного авторитета, поднять социальный статус своей семьи, добиться подъёма материального благополучия рода. Какими средствами?.. Определил средства… Ну и пошло дело! Он начал тренироваться сам, привлёк сначала своих братьев к таким же тренировкам, организовал пасеку взамен бортничества-собирательства… Ну, не стану пересказывать книгу – это не так интересно, как читать её!

Только постепенно, ставя перед собой новые задачи и корректируя уже достигнутые, Мишка успел добиться немалого. К концу книги мы видим, что его дед стоит во главе дружины, в которой насчитывается несколько сотен отлично подготовленных ратников, сам же Мишка, несмотря на свои 15 лет, имеет чин сотника, и под его началом состоят хотя и такие же мальчишки, как и он сам, но они составляют Младшую дружину Погорынского воеводства… И с этой силой уже вынуждены считаться князья соседских земель.

Вот обозначил я стартовую и финишную точки повествования – и читатель скажет: эк, как ловко у автора всё получилось!.. Так ведь в книге всё вполне логично, и выстроено именно на основе управленческого мастерства героя.

Что и говорить, в некоторых фрагментах романа возникает чувство досады: не может ситуация развиваться именно так, вспыхивает несогласие с автором. Но потом оно, это недовольство, стихает: в конце концов, мало ли что думаю об этом я, один из читателей! Есть ведь и авторская точка зрения, и точки зрения других читателей! Может, и я неправ.

Но знаете, что меня больше всего зацепило…

Дело в том, что в описываемом эксперименте по заброске человека в прошлое Михаил был уже вторым. До него в то же время отправился предшественник.

И вот тот Предшественник, выведенный в книге как «боярин Журавль», завёл в своей вотчине порядки сродни средневековому фашизму. Он установил диктатуру с жестоким карательным аппаратом, организовал винокуренный завод… Боярин Журавль был озлоблен на весь белый свет, и мстил этому белому свету за своё положение.

Насколько же они оказались разными – эти два «засланца»! Они ведь оба изначально знали, что никогда не смогут вернуться назад, в СВОЁ время. Мишка эту данность принял, и начал устраивать свою жизнь соответствующе.

Правда, зная историю, стремился подкорректировать будущее Руси, дабы страна оказалась более готовой к нашествию Батыя. Кроме того, он имеет в виду, что должен подготовить клады-посылки для своих далёких потомков, которые в результате распада Советского Союза в конце ХХ века не смогут продолжить исследования в области путешествий во времени. То есть Мишка ставит цель вмешаться в ход истории, чтобы биография его Родины пошла по другому, более благоприятному пути развития.

А Журавль в это время, напротив, осознав, что ОТСЮДА нет выхода, озлился на всё человечество и пустился во все тяжкие в разгуле, в пьянстве и разврате.

Друг мой читатель! А посмотри-ка себе в душу! Как бы ты поступил в подобном случае?.. Право, сравнивая поведение этих двух героев, я не могу поручиться за себя, что стал бы последовательно-правильным, подобно Мишке. Ведь они оба знали, что оказались в эпохе, когда Русь продолжает дробиться, что княжества ослабевают, что впереди батыево нашествие и упадок протяжённостью в два с половиной века…

Это ж только представить себе! Я, человек из эпохи электричества, телевидения и интернета, эпохи автомобилей и самолётов… Да что там перечислять все блага нынешней цивилизации!.. И вдруг оказаться во времени, где ничего от этой цивилизации нет и в помине!.. Причём, это не вылазка в дикую природу, когда знаешь, что со временем вернёшься в привычный мир; и даже не необитаемый остров, на который попал потерпевший кораблекрушение, знающий, что где-то есть всё тот же современный мир, в который у тебя есть все шансы вернуться!.. Но каково осознавать, что ты попал в дикое для тебя Средневековье навсегда, и нет у тебя даже гипотетического шанса на возвращение!..

Ну как тут не понять «боярина Журавля», который временами впадает в дикие запои, требуя молодых девушек для утех. Да кого угодно тоска возьмёт от безысходности!..

А вот ведь, оказывается, не каждого!

Главный герой книги, Мишка, ещё совсем мальчишка. Но он поражает всех своими познаниями, умением просчитывать ситуацию… Он отговаривался, что, мол, много читает книг, которые имелись у его духовного наставника – сельского священника. Конечно, такое объяснение вызывало недоверие, однако окружающим приходилось принимать его – другого-то объяснения подобному феномену не существовало!

И вот во время одного боя стрела смертельно ранила сельского священника. И тот, будучи уже на смертном одре, спрашивает у Мишки: откройся – кто ты?.. И Мишка открылся: так, мол, и так, из будущего я!.. Реакция, которая последовала, оказалась совсем не той, что ожидал наш герой. Значит, будущее предопределено, значит, у человека нет свободы выбора, и следовательно он не несёт ответственности за неправедные поступки!.. Это стало сильнейшим ударом по представлениям немощного телом, но могучего духом старца.  Да, парнишка нашёл слова, как развеять последствия этого удара, как сделать последние минуты наставника светлыми и проникнутыми надеждой. И всё же, всё же… На всё оставшееся время Мишка извлёк для себя урок из данного происшествия.

Да не счесть, сколько уроков извлекал Мишка для себя на протяжении повествования, сколько усваивал постоянно!.. Учился, учился, чтобы впредь не совершать необдуманного!

А как он переживал, как вокруг погибали его подчинённые. В подчинении ведь у него были мальчишки – совсем ещё мальцы!.. Погибали в том числе и по его, Мишкиному, недогляду, по его, Мишкиным, ошибкам!.. А как за душу беруще описана гибель парня, который прикрыл Мишку собой – а сам Мишка не сразу и вспомнил того парня!

Нет, пересказать эту книгу просто немыслимо!

Просто запомни, читатель: Евгений Красницкий, эпопея «Бешеный Лис»: роман «Отрок» и её неоконченное продолжение «Сотник».

И повторюсь. Не знаю, кто там, наверху, распоряжается, сколько прожить на Земле Писателю. Но в данном случае явно этот вершитель наших судеб что-то недоглядел – рано, безжалостно рано покинул нас этот Автор!

К слову, его вдова и ещё кто-то собирались написать продолжение «Сотника». Быть может, написали, не исключаю, что получился шедевр, но мне читать его не хочется. Потому что другие авторы не могут завершить эту книгу. Другие могут написать другое – хуже или лучше, тут уж как талант даден, но только финал каждой недописанной книги писатель уносит с собой. В Вечность.

Хотел уж и поставить на том точку. Но тут вдруг вспомнил стихотворение «Немецкая тетрадь», которое написала дагестанская поэтесса Юлия Зачёсова. Оно обращено к поэту, убитому на поле боя, в тетради которого отсутствовали последние страницы.

Как срок настанет мне с землёй проститься, –

С ним встретимся – в раю или в аду, –

Спрошу, что там, на порванных страницах.

 

Поэтический образ, конечно, хорош. Однако мы-то знаем, что окончания «Сотника» в его авторском исполнении мы не узнаем никогда.

К превеликому моему сожалению.

 

 

Комментарии

Комментарий #20776 16.10.2019 в 09:06

ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ.