ПАМЯТЬ / Борис ВИЛЕНСКИЙ. СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Памяти Анатолия Парпары
Борис ВИЛЕНСКИЙ

Борис ВИЛЕНСКИЙ. СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Памяти Анатолия Парпары

 

Борис ВИЛЕНСКИЙ

СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Памяти Анатолия Парпары

 

Умер Анатолий Анатольевич Парпара. Когда получаешь такое известие, то наступает ощущение опустошения в душе, коллапс, оглушение сознания. Слова куда-то уходят, как рыба на глубину, остаются голые эмоции и скорбь. Часто разум отказывается верить в очевидное, но жизнь ужасающе реальна. И мы не в силах изменить эту реальность. Жизнь продолжится и после него, и после каждого из нас. Почему-то сейчас приходят в голову самые нелепые мысли. Наверное от растерянности.

Уже не помню, сколько раз шутливо обыгрывалась фамилия Анатолия Анатольевича, он и сам к этому приложил руку. Он не обижался на шутки в свой адрес, но мог резко приложить коллегу-писателя, когда дело касалось литературы и каких-то жизненных принципов. Ему, офицеру ВМФ, кодекс чести был знаком не понаслышке.

Жизнь часто связывает людей разных поколений, разных характеров. Вот и меня притягивало к этому человеку потому, что многие наши идейные позиции совпадали. Я знал, что в поэтическом сообществе его голос весом и уважаем. Но никогда не приходило в голову использовать его авторитет. Мне хватало его дружбы, долгих бесед по душам и весёлых застолий в ЦДЛ. Если он звал на свой литературный вечер в разные залы или музеи, то можно было смело идти, зная, что там не будет потеряно время, что познаешь что-то новое, а выступающие не разочаруют пустословием. Парпара не терпел словоблудия, особенно, когда дело касалось высокой поэзии.

Он служил Слову, русской литературе, русской истории. В течение многих лет на свои средства и пожертвования друзей-единомышленников он издавал «Историческую газету» вместе со своей ученицей Ириной Ушаковой. Газета издавалась тиражом чуть более 3000 экземпляров и расходилась очень быстро, потому что её уровень значительно превосходил многие издания. Исторические материалы газеты, разумеется, не могли соперничать с книгами на эти темы, но они пробуждали интерес читателя к истории: порой забытой, порой умалчиваемой или умышленно оболганной.

 На детские годы Анатолия Анатольевича пришлась война. Такое навсегда врезается в память ребёнка. Кого-то такая память может искалечить на всю жизнь, а кого-то подвигнуть на великие дела. Служба на флоте выковала характер будущего поэта. Он не стал придворным шаркуном, всегда отстаивал своё мнение и не давал бездарям лёгкого похода в литературу. Кто-то может и таил на него обиду, зато он помог многим талантливым поэтам в становлении и в поиске своего пути. Поэтому Парпара пользовался уважением в мире литературы.

Работая в журнале «Москва», он открывал читателю не только молодых поэтов, но и воскрешал забытые имена, а порой и запрещённые по идеологическим мотивам. Анатолий Парпара удивительным образом сочетал в себе поэта, драматурга, редактора, историка, учителя. Он умел дружить с поэтами, а не соперничать. А это редкое качество. Среди его друзей были Владимир Соколов и Василий Фёдоров, Юрий Кузнецов и Анатолий Передреев, Владимир Цыбин и Юрий Куксов… и этот список можно продолжать долго.

Он общался с космонавтами и дружил с Юрием Гагариным, среди его авторов были известные академики, на его стихи композиторы писали музыку, он создал фонд им. М.Ю. Лермонтова, издавал великого русского поэта в разных переводах, сам занимался переводами советских поэтов. Механическое перечисление его талантов неблагодарное занятие. Анатолий Парпара был лауреатом Государственной премии и многих других премий, наград тоже было немало. Но поэт никогда этим не кичился, почитая это за эпизоды своей жизни и творчества. Главным было служение России, русскому языку, русской культуре.

Об этом он мог говорить часами, потому что его сильно тревожили система образования, падающий уровень культуры, низкопробность телевидения и совсем безобразное отношение к русскому языку. Он часто сетовал, что молодёжь уже говорит на языке, который очень смутно напоминает русский, а скорее англо-американский. Порою спорить с ним было почти невозможно – его уровень знаний был высоким.

Последние годы мы часто общались, посещая литературные вечера или посиделки в буфете ЦДЛ. Мы ходили гулять в берёзовую рощу по соседству, навещали уже тяжело больного друга Юрия Куксова. Сидя в роще на лавочке под огромным клёном, мы вспоминали старых друзей, много говорили о поэзии, об исторических параллелях прошлого и современности. И теперь с грустью приходится осознавать, что он останется твоим собеседником только в памяти и воображении. И, конечно, жалею, что не успел задать другу много вопросов, которые меня интересовали. Уже не придётся порадоваться его новым книгам, ещё хранящим запах типографской краски. Ведь писатель живёт для своих книг, для родного языка, для своего народа, а не для почестей, славы и наград.

Таким и был Анатолий Анатольевич Парпара, таким мы его любили и будем любить. 

08.11.2020 г.      

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #26394 19.11.2020 в 22:23

Светлая память замечательному творцу!

Комментарий #26280 09.11.2020 в 18:43

Соболезнования родным и близким, друзьям и читателям.

Комментарий #26279 09.11.2020 в 14:12

Анатолий Анатольевич Парпара - смолянин, и если другие вспоминают о его жизни в Москве, то я всегда буду помнить
его постоянные визиты в Смоленск. К родине он был привязан кровно, дорожил каждой поездкой. Проводил вечера,
помогал землякам, чем мог. Последний проведенный им вечер, на котором мы встретились - памяти Лермонтова, он как раз
возглавлял Лермонтовский фонд. Царствие Небесное Анатолию Анатольевичу Парпаре! Для Смоленска это большая утрата.
Наталья Егорова.

Комментарий #26275 09.11.2020 в 10:45

Борис, очень точно и верно. Анатолий Анатольевич навсегда останется в нашей памяти. Царствие небесное.