РЕЦЕНЗИЯ / Александр СТРЕЛЕ. «ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННАЯ КНИГА…». О романе «Апологет» («Ключ от ничего») Александра Леонидова
Александр СТРЕЛЕ

Александр СТРЕЛЕ. «ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННАЯ КНИГА…». О романе «Апологет» («Ключ от ничего») Александра Леонидова

 

Александр СТРЕЛЕ

«ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННАЯ КНИГА…»

О романе «Апологет» («Ключ от ничего») Александра Леонидова

 

В малоприличном и глупеньком анекдоте Горький приносит Ленину свой новый роман. А Ленин сидит в туалете, и просит подсунуть рукопись под дверь. Затем слышится шуршание сминаемой бумаги, и вождь говорит буревестнику: «очень своевременная книга!». Когда мы ржали в школьные годы над этим – мы, конечно, ещё не знали, что удар «низом» по «высшим началам в человеке» – сложная и глубоко продуманная тёмными умами технология «карнавализации» жизни. Описанная у Михаила Бахтина в его книге о творчества Рабле. И о смехе, разрушающем святыни. К чему это я делюсь своими поздними прозрениями?

 

Потому что опасаюсь, что «очень своевременная» книга моего друга и соратника Александра Леонидова будет использована ровно тем же самым способом, как в глупом анекдоте. Роман «Ключ от ничего»* был опубликован в «Дне Литературы» под занавес 2020 года. А в январе 2021 года начались массовые «карнавалы» либеральной общественности, которой заграница даровала имя вождя N. А либеральная общественность с благодарностью приняла подсунутую ей куклу, не удосужившись вопросом: а почему, собственно N, а не Х, Y, Z?!

Получается, что вождь либеральщины – не выдвинут из её среды, а назначен ей извне, приказом забугорного руководства. «Мы отобрали вам вот этого – присягайте!».

И лемминги бросились, как с обрыва, присягать самозванцу, обгоняя друг друга. Куда же вдруг у вас, ребята, пропали «вожди вчерашнего дня», все эти Явлинские и Станкевичи, чей «стаж» публичного служения Западу измеряется десятилетиями? Почему этот? Возникший неоткуда и недавно никто? Только потому, что он в Америке прошёл кастинг и был отобран на роль? А вам самим не обидно, что в ваш либеральный «колхоз» присылают из «вашингтонского обкома» председателей, даже не попытавшись имитировать собрание «колхозников», какие-никакие, но выборы?!

На такой упрёк либералы скажут (проверено!): «Навальный тут ни при чём, он лишь орудие! Мы его используем, как стенобитный таран, чтобы взломать кремлёвскую стену, а там, как случится свобода – разберёмся уже на месте!».

Либералы приняли унизительную процедура назначения им иностранной креатуры. Так некогда в народную Польшу министром обороны прислали советского маршала Рокоссовского. Почему? Потому что в их понимании и Запад – тоже «лишь орудие». Никто, кроме совсем уж извращенцев, не любит старенького маразматика Байдена лично и персонально. Байден – как они полагают – просто проводник, а сам-то поезд едет ни к нему в гости, а к «светлой свободе».

Байдены, как и их лейтенанты Навальные, приходят и уходят – а мечта о народной свободе остаётся.

– Главное, – говорят они, – нам прорваться туда, где…

А «где», собственно, что?!

В чистом виде либеральная идеология – выработана идиотами и для идиотов. Если мы отсеем ловких мошенников, спекулирующих этой идеологией, то останется картина мира, естественно слагающаяся в голове у человека неплохого, незлого, но невежественного, незнакомого с жизнью и законами естества.

Как только ребёнок немного вырастет из пелёнок – в его голове образуется совершенно естественная и безусловно-верная мысль:

– Кушать вкусное приятно, а кушать кал не надо!

Ну и кто, и как, и, главное, зачем станет спорить с такой безусловно-правильной идеей?!

А теперь давайте над кучей кала повесим табличку «вкусное». Будет действовать принцип «кушать вкусное приятно», раз табличка утверждает, что перед вами куча вкуснятины?

Если злое называет себя добрыми словами, то человек умный, искушённый изобличит зло в подлоге. В подмене понятий. А человек неопытный и неразвитый – просто примет логику табличек. Он знает, что вкусное вкусно, а табличка обещает ему «вкусное» – так отчего же ему не накушаться кала?!

Неплохой и незлой, в целом положительный, но неумный и неразвитый человек – непременно попадёт в ЛОВУШКУ НОМИНАЛИЗМА.

«Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол" – не верь глазам своим» – завещал Козьма Прутков. В чём тут тонкий юмор? Козьма не пояснил, в каком смысле не верить глазам своим: не верить тому, что видишь, или не верить тому, что прочитано?

Если на клетке с фашизмом повестить табличку «демократия» – в каком смысле человек не поверит глазам своим? Ведь именно такой фокус проделали с Прибалтикой и Украиной, на которых, как известно всякому либералу, – «фашизма нет». А если увидишь, то не верь глазам своим, ибо таблички не врут!

Именно об этой аберрации сознания у человека неплохого, но неумного и неискушённого «различать духов – от кого они» – вкратце говоря, роман 2020 года «Ключ от ничего». И хотя он доступен всем, в открытом доступе – открой да читай, – очень многие предпочли такого рода чтению роль митинговых мартышек либерализма. «Очень своевременная книга» – поступила, увы, в туалетную кабинку…

Как говорит Леонидов, заранее, за пару месяцев вперёд раскрывая внутреннюю анатомию январских «протестов», бесстыдно вовлекавших в свои ряды детей «среднего и младшего возраста»:

«…Чем примитивнее человек – писал журналист, основательно изучивший вопрос о «Биотехе», при этом явно не чуждый краснобайству и балагурству – тем легче и проще «заходят» ему либеральные идеалы. Но как только человек начнёт думать – вместе с этим он начинает корректировать либеральную клюкву. И чем больше он думает, тем больше корректирует, под давлением естества и бытия, пока от либеральных идеалов не останутся рожки да ножки.

Если ничего не знать о жизни и о человеке, то как не купиться на яркий фантик всеобщей свободы, взаимного ненасилия, всеобщего благополучия и добровольности во всём? Да ещё – «исключающей всякое насилие над личностью»? Чем глупее человек, тем неоспоримее для него эти ценности! Но, начиная думать, он постепенно проявляет реальность, как фотокарточку.

Всеобщая свобода всегда оборачивается рабовладением сильного над остальными. Отрицание насилия в итоге выращивает лишь мясо без костей для хищника, заранее разделанное и почти разжёванное. Благополучия в равенстве не бывает, потому что изобилие у одного – достигается нехватками у другого. А если всем всё – тогда каждому мало. Добровольность дорого стоит, и на честном языке называется «подкупом». А если нечем подкупать, если нация бедна, то принуждение оказывается единственным для страны инструментом хоть что-то сделать»…

…Он мыслит, а мысля – отталкивается от крайностей либерализма, и большинства своих коллег, оказываясь в итоге противопоставленным им. Ведь всякий мыслящий человек понимает, что человеческое общество повсюду начиналось горлопанством народных собраний, властью свободной сходки общинников – но нигде не сумело совместить эту форму власти с политическим и культурным величием. Думающий человек понимает, что монархию и инквизицию люди придумали не от дури, а наоборот, от горького ума. «От осознанья, так сказать, и просветленья».

Да, именно так! В 1989-90-х годах уголовные преступники перехватили добродушную, но наивную советскую аудиторию красивыми лозунгами. Как подметил в своё время Лев Толстой – ложь красочна, а правда скудна. Ложь, которая с самого начала знает про себя, что собирается обмануть, – нужды не имеет сверять себя с реальностью. Она пышна и обещает всё желаемое толпой легко и сразу.

В 1989-90-х нас в первый раз обманули переименованием зла в «Добро». Табличками. Именами. «Если ты обманешь меня один раз – стыдно тебе. Если обманешь меня второй раз – стыдно мне».

Нельзя же в здравом уме и твёрдой памяти снова и снова доверять мошенникам, которые даже и лозунгов-то не меняют, достают из тухлой кладовки заплесневелое старьё 80-х!

Леонидов помогает понять – в том числе и через сюжет, через примеры из жизни людей, что либерализм – «лепет младенческого естества». Духовный младенец «в желанье правды и добра» создаёт фантазию о прекрасном, идеальном мире. И тем, возможно, симпатичен.

Но это ведь именно младенческие каракули, детский рисунок, лишённый свойств технического проекта. «Улыбчивый домик» – который лишён фундамента, и посему проседает, разваливается, оказавшись карточным домиком! Одного желания жить в «хорошем мире» мало: нужны знания, искушённость в «различении духов» – а у младенца их нет. И оттого красивыми словами оказывается каждый раз, с удручающей последовательностью, снова и снова, прикрыто очень скверное дело…

Мне представляется – при всей моей пристрастности, ведь Леонидов не чужой мне человек, – что люди, читающие его книги, уже не дадут собой манипулировать всяким Мавроди. «Ключ от ничего» – очень своевременный роман, если, конечно, не подсовывать его под дверь нуждающемуся в совсем ином сорте бумаги!

Уфа-Зилаир

-------------------------------------------------
      * https://denliteraturi.ru/article/5301

Комментарии

Комментарий #27295 06.02.2021 в 06:38

КОММЕНТАТОРУ#27294: Поддерживаю и разделяю! Безусловно, вы правы, было бы разумнее "заменить чем-нибудь более убедительным и питательным" тухлые лозунги 1990-го года, которые общество давно съело, переварило и вывело известным проходом... И которые теперь практически без изменений поднялись сперва в Минске, а потом и в Москве! Найти бы людям, если они люди, что-то иное, вместо "дважды сваренной капусты" старой прикормки охотников на людей... Но не пеняйте на зеркало - его дело лишь отражать...

Комментарий #27294 06.02.2021 в 02:16

Про поедание кала разумнее убрать и заменить чем-нибудь более убедительным и питательным.

Комментарий #27286 05.02.2021 в 14:38

КОММЕНТАТОРУ #27284: Но и литература без того, чем живёт и болеет поколение автора - декадентство...

Комментарий #27284 05.02.2021 в 14:05

Политика - камень на шее литературы [Стендаль "Красное и черное"]

Комментарий #27276 04.02.2021 в 21:15

Да, роман Леонидова, вышедший в "Роман-газете", тяжёл и честен. Роман - глыба. В наше облегчённое фрагментарно-фейковое время он многим покажется неприступным - поскольку читать и мыслить при прочтении могут немногие. Те, кто умел, - разучились. Кто не умел - тот научится нескоро, если научится.
Безмерно жаль...