ПОЛЕМИКА / Геннадий ЁМКИН. ПУТЬ В ЗАЕДИНОЕ. Раздумья, навеянные статьёй Вячеслава Лютого «Журнальный остров»
Геннадий ЁМКИН

Геннадий ЁМКИН. ПУТЬ В ЗАЕДИНОЕ. Раздумья, навеянные статьёй Вячеслава Лютого «Журнальный остров»

 

Геннадий ЁМКИН

ПУТЬ В ЗАЕДИНОЕ

Раздумья, навеянные статьёй Вячеслава Лютого «Журнальный остров»

 

Статья Вячеслава Лютого «Журнальный остров» (https://denliteraturi.ru/article/6219) по-настоящему своевременна уже не одно десятилетие. Я не возьмусь судить о финансовой стороне дела в различных изданиях, которая порой приводит, тем более в «ковидное» время, просто к остановке работы журналов. Да и речь в статье Лютого не о том. Автор «Журнального острова» вполне рельефно охарактеризовал сегодняшнее состояние не только в литературе, а отчасти и в театре (впрочем, эти тенденции прослеживается не только в данных видах искусства) – сперва с насаждаемыми, а теперь и с укоренившимися уже вывертами, пошлостью, окололитературщиной, кружением вокруг разрушительного не только в искусстве – в целом миросозерцании. А как следствие этого – погибельного во всяких сторонах нашей жизни.

 Вопросы такого рода можно поднимать, можно не поднимать – тут на усмотрение каждого (душа-то у каждого своя и по-своему болит!). Каждого лично, как и отдельных объединений, сообществ, коллективов, – это как известный выбор поведения лягушки в кринке с молоком (понятно, что кринка с молоком для нас – нынешнее время). И выхода только два, из них один очень нехороший. Другой же – тот, что желаем писателям, читателям и всем ценителям истинной красоты и правды слова, – верю, восторжествует в итоге.                                                                                                                                                          

Вячеслав Лютый говорит в статье о сотрудничестве редакторов, работников секций журналов бумажных. А было бы не худо, если б и интернет-издания не оставались в стороне от общения, переклички, что ли, именами интересных новых авторов. Хотя давно уже присутствуют в инете такие ресурсы, как МОЛОКО, РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПАРУС, ВЕЛИКОРОССЪ, ЖУРНАЛЬНЫЙ МИР, ЛИТЕРА… – есть, слава Богу, и ещё. И здесь, как и в тех же бумажных печатных региональных журналах, читатель может найти то, что ищет – творчество, близкое его сердцу и душе, идущее от тех же писательских сердец и душ, искренних слов, переживаний, образов, творчество, живущее в рамках отечественных традиций.

Помню наш разговор с моей землячкой Любовью Ковшовой на эту же тему – об уходящем из литературы русском, чистом, родном. Сама Любовь Петровна Ковшова – замечательный прозаик и поэт, светлая ей память, была редактором и издателем журнала «Нижегородская провинция». Журнал издавался исключительно на личные и по подписке деньги. Будучи в редсовете и по силам помогая ей с подбором материалов в журнал, пусть и в малой степени, но познал я тяжесть переписки и поиска авторов, корректуры, дизайна, вёрстки, общения с типографией и прочая, и прочая. Эти заботы ложились, в основном, на неё саму, на мужа Константина и двух сыновей, Николая и Дмитрия. Помимо того, что Ковшова сама много писала, она вела ещё и литобъединение школьников.

Я несколько отвлёкся от темы, но большой писательский талант Любови Ковшовой, поверьте, достоин не только этих нескольких строк.                                                                                                                       По известным далеко за пределами нашей Родины причинам город наш Саров не просто привлекает к себе внимание и притягивает – он является местом паломничества, которое по известным же причинам и ограничивается. Но во всём бывают исключения. В число счастливых исключений для жителей города входят встречи с известными деятелями различных видов искусства – выставки художников, выступления музыкантов, литераторов, актёров. Яркие воспоминания сохранились о приездах к нам в Саров таких писателей и поэтов как Станислав Куняев, Владимир Крупин, Владимир Костров, Виктор Николаев, Нина Карташова, Александр Бобров, Николай Иванов, Диана Кан, Евгений Семичев, Николай Зиновьев, Александр Нестругин, Александр Сегень, Лидия Сычёва (прошу простить, если не упомнил кого-либо за давностью лет). Со многими из гостей, помимо запланированных официальных мероприятий, городские писатели общались лично, между многими из нас завязались истинно дружеские отношения.

Так вот, Любовь Ковшова в одном из разговоров, что происходил, по обыкновению, у неё на маленькой гостеприимной кухоньке, заключила: «Нет, Гена! Не прошло ещё наше время. И не пройдёт никогда! И литература наша не пропадёт. А знаешь почему? Да вот, как не пытаются сволочи окунать нас в помойку постперестроечную, чтоб каждый сам по себе издох, а я вот, ты вот – окопчики-то вырыли. А как выглянешь из окопчика-то, смотришь – а во-он там ещё кто-то выглянул! А в той стороне – ещё кто-то! И рукой тебе уже машут, зовут. А там, глядишь, и до братанья недалеко».

Проблема поиска новых имён и помощи подающим надежды или практически состоявшимся авторам в публикациях, вероятно, и ложится на плечи редакторов, заведующих секциями в журналах, критиков… Ложится-то ложится, да вот и хотелось бы ещё, чтобы авторам, присылающим материалы в различные журналы, особенно в толстые, и отвечали, а с молодыми бы как-то и работали. Ведь подавляющее большинство пишущих, думается мне, не в Литинституте учатся и не на ВЛК. Но, безусловно, большая часть работы в литературе ложится на самих авторов. Хорошо, если у человека достанет сил, терпения, и жажда писать не пропадёт от равнодушия к нему со стороны «печататьимеющих». Это только сказать привычное легко: «Можешь не писать – не пиши». Умница была Любовь Ковшова, всегда говорила: «Знаешь, таланту помочь надо! И лучше помочь вовремя. А всякие там, разные… они, как дерьмо, сами всплывают». Недаром она до конца своей жизни уделяла столько времени, в ущерб своей литературной работе, молодым и не очень поэтам и прозаикам. В небольшом Сарове из почти десятка членов Союза писателей России уж добрая половина точно называют её «литературной мамой».

Да где ж на всю матушку-Россию набраться таких неравнодушных, видящих, делающих?.. В последние год-два своей жизни Любовь Ковшова заметила, приветила, чем смогла помогла Екатерине Наговицыной из Екатеринбурга, как раз подходящей под определение начинающего автора. Работала и с ней – пусть на расстоянии, но работала! Добилась с работником саровского дома учёных Галиной Сывороткиной её приезда и выступления у нас, в закрытом городе. Рекомендовала одному, другому знакомому в журнальных кругах. И сначала на Урале обратили внимание на Екатерину, затем в Воронеже, Калининграде, в Москве... О ней теперь пишут, говорят.

А вот пример рода иного – писатель из Калининграда Сергей Кирилов. Автор он далеко не молодой. Прозу пишет не один десяток лет. Сегодня его печатают журналы «Север», «Подъём», «Берега», «Двина», «Сибирь», наверное, и в других изданиях есть публикации (за всем не уследишь). А если б вовремя заметили и помогли, за тот не один десяток лет, что человек писал в стол и копал огород для прокорма да впахивал на работе (нет, от этого никуда ни деться многим труженикам пера, есть среди моих знакомых и те, кто ради того же, пусть не прокорма, но достатка, не чураются истинно крестьянского труда, а не просто дачного жития), – глядишь, и помощнее имеющегося написал бы.

А пробивался он к публикациям, наверное, столько же, сколько и писал, т.е. очень-очень долго. Скромное предложение им своих трудов различным изданиям трудно назвать «пробиванием» – оттого, видно, и не печатали. Но он писал, писал, писал! Слава богу, заметили. Но печатать-то начали только пару-тройку лет назад. Конечно, всё приходит и уходит в своё время, так не только Экклезиаст говорит, однако время-то – оно же вообще уходит…

Хорошо, что есть не только равнодушные, получающие положенное им, но и соответствующие своему положению «ответственные за...», да и просто ответственные работники в литературе! Но разве они одни, неравнодушные, каждый со своего «острова» – докричатся до системы, изменят её? В лучшем случае, между собой связь наладят, а не так – «Я здесь есть, и знаю свой круг. А ещё знаю, что где-то кто-то ещё есть. Но, не приведи Господи, если этот «кто-то» напечатает поперёд меня такого-то, или такого-то!!! А в остальном – всё славно!». Может, в чём-то я и не прав.                                                                                          

По сути – Вячеслав Лютый прав! – остались лишь «острова», а зачастую и на островах-то – замкнутые в своих обстоятельствах человеки... И остаётся им, если есть какая-никакая связь через фейсбук и прочие электронные прибамбасы выкликать: «Женя, привет! Как рыбалка? Стихов, поди, наудил?..» – «Василич! С днюхой тебя! Вот лови, свежее, ну, чутка, мож, поправлю…».                                                                                                           

Хорошо бы, братцы-редакторы, завсекциями и ответсекретари, вы в этой перекличке с «островов» сладились до настоящего хора, который и властям слушать придётся. Я мыслю относительно, может, и не книгоиздания, а хотя бы состояния журнальных дел...                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Прочёл я статью Вячеслава Лютого (который тоже, кстати, лет двенадцать назад был с радостью встречен саровчанами), сколько-то погодя – ещё раз прочёл. Нет, обмана нет – ни зрения, ни восприятия. За словами его – подлинная боль и чувства, что созвучны тем, которые, думается мне, владели и Иваном Калитой при собирании земель Русских.  А коли это так, то взгляд надобный, и смыслы верные. Верны и отзывы на эту статью Василия Килякова, Владимира Крупина, Сергея Пылёва и не обозначивших себя авторов большинства комментариев к «Журнальному острову». Кроме анонимного автора самого первого комментария. Эта статья, по сути, и есть если и не та же попытка «собирания земель Русских», то – прови́дение того, с призывом к братанию, попытка поиска пути в то заединое, где честное, чистое, искреннее и выверенное слово – есть основа отечественной литературы.

 

Комментарии

Комментарий #29922 24.12.2021 в 20:08

Наше время немигуемо придёт и приходит уже, Гена. Главное, как точно ты заметил, не сорваться в междуусобицу, не отслеживать кто "поперед" печатается из своих, и даже сторониться завистников. А талантливым помогать!
Так натерпелся русский писатель от заточений либерастских, столько недосказанного накопил, что не только лирикой обогатит теперь культуру!
Закаты, Ген, кровавы,
Глубины небв злы!
Сжигали часто правых
Российские костры...
Василий Киляков.

Редакция Дня Литературы 24.12.2021 в 15:47

Дорогие наши авторы и читатели!
Всё-то верно в статье Геннадия Ёмкина, вот только не забывайте, что толстым столичным журналам чаще (как ни странно!) выжить гораздо труднее, чем провинциальным, подружившимся с местными губернаторами и отделами культуры.
Это первое.
И второе - иногда столь скудна количественно бывает редакция (до полутора-двух человек доходит из-за финансовых зарплатных пустот и непомерных аппетитов типографий), что нянечку-редактора приставить к какому-то восходящему "светилу" - сложновато. У нянечки-редактора ещё тонна забот и тонна уже состоявшихся талантов со всех концов России, которые требуют его внимания к себе.
А вот взращивание талантов возможно как на уровне литературных объединений, так и на уровне самих "взрослых" региональных союзов, которые бы и перенаправляли этих новых "светил" - в журналы. Рекомендуя своим веским словом.
Многие ли из вас, друзья, научились открывать такую дорогу в столицу своим младшим начинающим коллегам?
С теплом ко всем пишущим и читающим -
Валентина Ерофеева, главред издания "День литературы" (сайт, газета, журнал)