
Сергей КОМОВ. ПАМЯТЬ ДАЛЁКИХ ДНЕЙ. О поэте Валентине Голиненко (1954-2014)
Сергей КОМОВ
ПАМЯТЬ ДАЛЁКИХ ДНЕЙ
О поэте Валентине Голиненко (1954-2014)
Так получилось, что с Валентином Голиненко* мы встретились всего лишь один раз в жизни. Это было в начале мая 1993 года. В тот день группа литераторов из Усть-Каменогорска отправилась на автобусе в Шемонаиху на празднование 110 годовщины Георгия Гребенщикова. Мне запомнилась теплая дружеская атмосфера той встречи. Самый старший представитель нашей литературной студии «Устье» Валентин Балмочных был здесь не впервые и хорошо знал местных поэтов. Один из его знакомых был из поселка Первомайский, такой же крупный, с несколько грубоватыми чертами лица, и звали его тоже Валентином. Фамилия – Голиненко. В нем чувствовалась природная сила, уверенность в себе, но при этом он запомнился мне скромным, обаятельным и немногословным человеком. Так два Валентина и находились рядом весь вечер. После проведения официальной части праздника мы читали свои стихи. Когда вышел Голиненко, зал принял его с восторгом не только потому, что он представлял свой, Шемонаихинский район, но и за его крепкие, запоминающиеся стихи.
Прохладное, как яблоко в росе,
Тяжелое, как яблоко в ладони,
Катилось солнце по речной косе –
Его губами пробовали кони.
Читал он на и свою незабываемую «Ночь»:
Искры сыплются с клена
Догорать на песке.
Ночь темна и студена,
Как вода в роднике.
Вот и все, что осталось в памяти от тех далеких дней. Но и за эту короткую встречу я благодарю Бога за то, что видел этого замечательного, на удивление одаренного поэта. Тогда я, как все начинающие, был слепо-глухим юношей, не способным по достоинству оценить его дарования, а сейчас должен честно признаться, что Валентин Голиненко был среди моих коллег по перу, наверное, самым тонким лириком.
У поэта имеется в арсенале и цикл лиро-эпический «Песочные часы», где он обращается к своим казачьим корням. Но не это самое ценное в его творчестве. Пейзажная лирика и, в еще большей мере, порой предельно откровенная, зашкаливающая в градусе, любовная лирика – верх творчества поэта. Он находит редкие, самые нужные, самые незаменимые слова, когда обращается к женщине, которую поставил в центр своего мироздания. В этом крупном человеке, с чертами, далекими от эталона красоты, хранилась тонкая душевная организация. Путь его был сложным и пролегал в местах, далеких от лирики, будь то армейская разведка, учеба в политехническом институте или работа электрослесарем на заводе… Но он сумел сохранить душу для главного в своей жизни, для Поэзии. И этот разлад между внешним и внутренним, между бытом в переломную эпоху, выпавшую на нашу долю, и внутренним лирическим даром, не мог пройти бесследно и, думаю, явился причиной преждевременного ухода поэта в мир иной. Для читателя, истосковавшегося в нашу глухую эпоху по настоящей поэзии, стихи Валентина Голиненко будут находкой и откровением, и всколыхнут в душе самые теплые и трепетные чувства.
г.Риддер, г.Санкт-Петербург
-----------------------------------------
* Поэзию Валентина Голиненко см. здесь на сайте: denliteraturi.ru/article/6501
Светлая память поэту, Валентину Голиненко...
Стихи его, выкатились рудно-алтайскими самоцветами на страницы Дня Литературы, и это - здорово!
С благодарностью и теплом, А. Исаченко