Сергей КЛЮЧНИКОВ. ОТ БЕСКОНЕЧНОГО СПУСКА К БЕСКОНЕЧНОМУ ПОДЪЁМУ. О романе Виталия Аверьянова «Бесконечный спуск»
Сергей КЛЮЧНИКОВ
ОТ БЕСКОНЕЧНОГО СПУСКА К БЕСКОНЕЧНОМУ ПОДЪЁМУ
О романе Виталия Аверьянова «Бесконечный спуск»
Прочел роман дважды, первый раз на одном дыхании, второй раз – вдумываясь и пытаясь понять глубинную логику автора. Произведение многогранное, объединившее в себе самые разные жанры – это и роман, и философский трактат, и путеводитель для странствия души в невидимых мирах с описанием разнообразных маршрутов и дорог, и остроумный сатирический памфлет, направленный против политических и мировоззренческих оппонентов, и некая утопия, и фантастический детектив с закрученной интригой. Этой темы в той или иной степени касались в русской и мировой литературе самые разные писатели и поэты – Данте, Гоголь, Лев Толстой, Достоевский, Леонид и Даниил Андреевы, Замятин, Платонов, Булгаков, Твардовский, Ричард Бах.
В мировых религиях тема посмертного существования человека была подробно разработана и описана в таких источниках, как «Египетская книга мёртвых» и «Тибетская книга мёртвых». В религиозном жанре писать о жизни после смерти и мытарствах души пробовали самые разные авторы. В православии наибольшую известность снискали труды Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти» (1862), протоиерея Е.А. Попова «Вера в загробную жизнь» (1880), монаха Митрофана (Алексеева В.Н.) «Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти» (1897), А.В. Фомина «Загробная жизнь» (1949), Антония Сурожского «Слово о смерти» (1984), Сергия Нилуса «Помни о часе смертном» (1913), Серафима (Роуза) «Душа после смерти»(1980), А.И. Осипова «Посмертная жизнь души. Беседы современного богослова» (2006), работы современных греческих богословов Иерофея (Влахоса) «Жизнь после смерти» (2008), митрополита Навпакта. В XIX веке на эту тему писали русские богословы святитель Филарет (Гумилевский, 1805-1866), профессор В.Д. Кудрявцев-Платонов (1828-1891), профессор, протопресвитер Е.Аквилонов, профессор, протоиерей Феодор Андреев (1887-1929), профессор В.Певницкий (1832-1911), протоиерей Н.Петров (1874-1956), митрополит Антоний Храповицкий (1863-1936), патриарх Сергий Новгородский (1867-1944).
Подробно эту тему в трансперсональной психологии прорабатывали такие авторы, как Роберт Монро, Раймонд Моуди (к которому мы еще вернемся), Элизабет Кублер-Росс, Майкл Ньютон, Гордон Смит, Артур Форд, Такис Евдокас, Хильдегард Шефер, Штефан фон Янкович, в эзотерике – Блаватская и Анни Безант. Эти книги и авторы, конечно, находятся на разных уровнях таланта, образования, понимания глубины проблемы, но все они говорили об этой сложнейшей теме и пытались её понять.
И вот новая работа, новый автор, новый подход и новый сюжет. Мне об этом высказаться вдвойне интересно, потому что я в начале 2000-х писал предисловие на книгу сходной тематики, написанную моим отцом Юрием Михайловичем Ключниковым «Поэт и Фея: мистическая сказка о путешествиях души в мирах видимых и невидимых». Книга рассказывала о том, как умер старый поэт, как его встречает в невидимых мирах его женское высшее Альтер-Эго – Фея, как она показывает ему разные слои мироздания, то поднимая в рай, то опуская в ад, где они находят разных персонажей из элиты, в частности, рыжего главу подземного энергетического холдинга по имени Мороженый Голавль (буквальная калька со всем хорошо знакомой фамилии – Chub-Ice). Потому мне было очень интересно, кого же поместит в эти места автор «Бесконечного спуска» и должен сказать, что авторский выбор меня полностью удовлетворил.
Книга «Бесконечный спуск» рассказывает нам о том, как некий краевой министр спорта по фамилии Комаров отправился в сложное путешествие в горы, попал там под лавину и погиб. Как человек Комаров был может изначально неплохим энергичным деятелем и руководителем, но время заставило его сделать свой выбор, и он многие годы вёл типичную жизнь бизнесмена и руководителя-коррупционера из 90-х: брал откаты, взятки, участвовал в рейдерских захватах, отжимал чужой бизнес, собственность, участвовал в чиновничьих интригах, менял совершеннолетних и несовершеннолетних любовниц, пытался манипулировать женой и друзьями, научился отключать совесть. Автор прослеживает в ретроспективе из преисподней его жизненный путь, ошибки, грехи и подлости, на которые многим во власти приходится идти, поскольку положение обязывает; фиксирует моральные изменения, происходившие с его душой, которая постепенно накапливала свою тёмную часть и внутренний психологический ад, приведший Комарова в романе в ад реальный.
Виталий Владимирович Аверьянов – человек исключительно талантливый и разносторонний – крупный национально ориентированный философ, яркий музыкант, бард, менестрель русского сопротивления, прекрасный организатор, а теперь выясняется, что его смело можно отнести к когорте лучших представителей современной русской литературы. Он – настоящий писатель, который пишет так, что читать интересно и хочется идти вслед за ним от эпизода к эпизоду. Отчасти это связано с тем, что выбран очень интересный сюжет – что может быть увлекательнее описания посмертных странствий души? Человечество всегда интересовала эта тема ещё со времён Данте.
Понятно, что путешествия по аду среднестатистическому читателю читать, увы, интереснее, чем изучать чьи-то райские состояния, – об этом говорили все. Но нельзя не отметить и мастерство автора, пробующего свои силы в художественной прозе: ясный язык, глубокий психологизм повествования и необычно яркую образность самого описываемого материала, я бы сказал авторское визионерство. Для меня одним из признаков настоящей литературы является способность автора заставить читателя увидеть то, что он описывает. А это возможно только в том случае, если автор сам видит нечто, впоследствии превращающееся в слова и фразы.
Сегодня есть масса бойких авторов, читая которых ты совершенно не видишь стоящей за их словами картины, будь то природный пейзаж или внешность героя. Но здесь картина, точнее картины, образы мира, встают с невероятно мощной отчётливостью, причём иногда удивляешься – как автору удаётся сделать своего рода репортаж из инфернальной реальности, как будто он там прямо сейчас находится или только что побывал. Аверьянов – мыслитель, сумевший раскрыть в себе талант настоящего визионера, при этом ни на йоту не утративший философской глубины. Чем больше вчитываешься в текст книги, тем острее понимаешь, что это не умственная конструкция, а скорее прозрение или какой-то глубинный опыт, как бы сказали сторонники реинкарнации, предположившие, что автор когда-то проходил свои круги ада и вместе с тем нашёл путь выхода из ловушки мрачных миров.
Немалое место в романе занимают описания весьма изощрённых пыток, которым подвергают героя разнообразные адские существа. В литературе подобного жанра авторы нередко дают волю мстительным чувствам и живописуют различные зверства. В описаниях «Бесконечного спуска» этого скрытого упоения злом нет, картины пыток, по-видимому, призваны показать неотвратимость возмездия, которое, как и ранее совершённое зло, наверное, может быть многообразным. Адские области выглядят у автора скорее учебными классами, школами страдания, способными повлиять на те души, которые сохранили волю к освобождению.
Демонология или, точнее говоря, адология по Аверьянову предстаёт весьма сложной конструкцией. Структура и функция адских областей в романе может на первый взгляд напомнить католическое чистилище с его характерным юридическим духом, которое, как известно, отсутствует в православной традиции и которое должно через страдания привести к искуплению. Православие утверждает, что сам человек не сможет выбраться из ада и что ему могут помочь только молитвы ближних и страстная вера в Христа. Но по мере погружения в текст видишь, что хотя в романе присутствует следы разных духовных традиций (упоминается и «Бордо-Тодол», то есть «Тибетская книга мёртвых», и суфийские учения), но православная составляющая в нём, конечно, преобладает. Комарова спасает его общение с сыном (в индоевропейской сакральной традиции сын считается спасителем отца) и отцом; по мере своего пребывания в аду он всё чаще вспоминает о них и видимо они тоже вспоминают о нём. Однако прежде чем выбираться, необходимо осознать и увидеть, что привело тебя в ад. Это невозможно без духовного видения и осознанности, что требует развитого самонаблюдения – практики, присутствующей во многих духовных традициях прошлого, включая христианство, и более всего разработанной в суфизме. Роль инструмента, усиливающего глубину самонаблюдения в романе, выполняет волшебное зеркало – в том же суфизме это и есть пробуждённое сознание. Наблюдая за своими глубинными психологическими процессами и приучаясь отделять себя от них, Комаров постепенно ослабляет «адскую» часть себя и накапливает энергию свободы.
Автор, горячий патриот России, помещает, как это нередко бывает в произведениях подобного заряда, наиболее злостных врагов не просто в ад с неким обездвиженным пребыванием в неприятном месте, но и даёт им особые задания со смыслом. Так главный разрушитель СССР, бывший член Политбюро Александр Николаевич Яковлев ежедневно в течение десятилетий голыми руками роет могилу для бывшего СССР, которая каждый день снова зарастает. Наверное, этому авторскому решению аплодировали бы сегодня миллионы людей.
Вообще, Аверьянов безусловно сказал об аде нечто новое. Обыденное представление об аде заключается в том, что это своего рода многоэтажная тюрьма, где грешники пребывают в довольно статичном и крайне дискомфортном состоянии. Но ад у Аверьянова – это своего рода нисходящая цивилизация, которая осознанно двигается по наклонной плоскости к самоуничтожению и получает от этого предстоящего растворения в Великой Матери-Тьме некое блаженство (пародийная нирвана со знаком минус).
Ад густо населён и напоминает гигантский мегаполис, которым управляет некая мафия с глубоким знанием мистических законов, стремящаяся к тотальному управлению всеми существами, исключающему малейшую возможность побега или освобождения. И эта тёмная иерархия, «глубинное адское государство» постоянно совершенствует свои системы распознавания нелояльных и подавления в зародыше даже намёка на бунт. Тьма постоянно совершенствуется, растёт в своей деградации, отсюда и название «Бесконечный спуск», отличающееся от «Бесконечного тупика» Дмитрия Галковского своей динамичностью, тогда как тупик по определению статичен. Кстати, те, кто не принимают современные мегаполисы с их разветвлённой системой контроля и растлевающей аурой и видящие в них инфернальное образование, – наверняка прочтут произведение Аверьянова как своеобразное пособие по антиурбанизму с большим интересом: теперь ясно, что любой мегаполис имеет собственную адскую тень и, наверное, эти две системы взаимно подпитываются.
Адский мегаполис, изображённый в романе, несёт множество пародийных деталей, которые имеют свои корни в мегаполисе реальном. Одной такой деталью является обилие лифтов, по которым перемещаются горожане, на самом деле практически не имеющие шанса не только на то, чтобы вырваться на поверхность, но и подняться по ступеням внутри ада на более высокий уровень. Это намекает на социальные лифты, существующие в мире капитализма, вроде бы призванные дать шанс тем, кто внизу, но на деле работающие очень скверно. Система таких лже-лифтов, давая ощущение выбора, на самом деле удерживает душу в пространстве смерти.
Нужно отметить, что процесс смерти человека и его последующего посмертного существования выписан в романе с большой художественной точностью, но по своим стадиям и этапам отличается от того, что говорят нам религии и различные эзотерические системы. На Востоке принято считать, что душа даже в случае внезапной смерти постепенно отделяется от тела, по тем или иным причинам пришедшего в негодность и уже не способного удерживать около себя сознание. Стадии этого отделения соответствуют трём дням (первая фаза отделения души от тела), девяти дням (за это время энергетическая структура отрывается от физического тела и растворяется в природе) и сорока дням (от человеческого духа и сущности отделяется эмоциональная часть сознания или низшая душа). Все эти три даты согласно народным религиозным обычаям – это даты поминовения усопших, которым посвящаются поминки, сам институт которых сохранил отголоски подлинных знаний. Причём согласно восточным представлениям, после смерти душа негативного человека, даже злодея, не сразу идёт в ад, а вначале попадает в так называемый субъективный рай, называемый девачаном, где сбываются лучшие её мечты, утоляется жажда позитива. И только потом, истощив состояние блаженства (у злодеев оно длится очень коротко), они погружаются в крайне болезненное длительное созерцание своих греховных деяний, соответствующее аду.
Впрочем, каждая духовная система вносит свои краски и смысловые оттенки даже в такой, казалось бы, лишённый и тени субъективности процесс как умирание человека. Позволю себе небольшое отступление от темы. В 1992 году мне приходилось довольно обстоятельно встречаться и беседовать со всемирно известным психиатром из США Раймондом Моуди, который приехал в постперестроечную Москву налаживать связи с российскими учёными. Результаты его исследований состояния людей, побывавших в реанимации, выявили несколько стадий умирания (гул, отстранённость, туннель, встреча со Светящимся Существом), которые так же не во всём совпадают с представлениями традиционных религий (вспомним жёсткую критику Моуди со стороны американского православного священника Серафима Роуза). Однако они выглядят вполне убедительно, особенно на фоне личной судьбы Моуди, подвергшегося гонениям со стороны официальной науки за свои поиски.
Правда, американцы не были бы американцами, если б не пытались, как в известном анекдоте, продать климат ада жителям следующего нижнего этажа. Сопровождавший Моуди второй американец, который представлялся морским офицером, рассказывал, что они (если я всё правильно понял) работают над установкой, помогающей людям пережить состояние клинической смерти не умирая, что по их представлениям улучшает человеческую породу и конечно позволяет заработать немного денег, ибо что это за изучение смерти, если оно не помогает хорошей сытой жизни стать ещё сытней? Морской офицер заявил, что они близки к завершению в своих изысканиях. Но самое интересное, что главным механизмом работы такой машины он назвал систему зеркального коридора, через который должен пролетать всякий клиент, решивший умереть, не умирая, и потом возродиться. Поскольку о завершении строительства подобной мистической машины с американскими зеркалами сегодня ничего не известно, можно предположить, что эксперимент пока не удался. Но не в этом дело. При всей сюрреалистичности полученной тогда информации продолжаю считать, что художественно-философская интуиция Аверьянова, выбравшего зеркало главным элементом спасения души из ада, – находится на верном пути.
Впрочем, требовать от художественного произведения полного соответствия неким религиозным канонам во взгляде на ту же смерть, значит убить саму художественность, одной из граней которой является свобода поиска. В свободе от ада, которую постепенно обретает Комаров, тоже просматривается эксперимент – каждый должен найти свой личный выход из лабиринта, чтобы не быть съеденным драконом.
Если подойти к странствиям Комарова по адским мирам не как к художественному описанию чисто индивидуального пути спасения, но и представить, что речь может идти о поиске выхода из кризиса для коллективной души России, то, конечно же, этот выход заключается не в том, чтобы следовать жёстким рекомендациям какой-то одной традиции или системы. Выход из исторического тупика всегда индивидуален, даже если речь идёт о душе целой страны, которую сейчас усиленно загоняют в ад мегаполисов, потребления и цифровизации без берегов. Победа над кризисом – всегда творческий акт, эксперимент, новаторство, соединение всех лучших сил. И Комарову в конце концов удаётся найти выход из кризиса – увидеть свои грехи, осознать, кто он и каково его назначение, понять, что внешний ад во многом отражает ад внутренний, и как барон Мюнхаузен вытянуть себя из адского болота.
Книга несёт в себе достаточно высокую поучительную мораль, оптимизм и безусловно заставит задуматься тех, кто живёт, следуя за своими чисто эгоистическими желаниями, и задать себе вопросы – правильно ли я живу, куда я иду, хочу ли я попасть в ад своего несовершенства и греховности после смерти, смогу ли я как главный герой выбраться из этого лабиринта? Можно задать этот вопрос не только себе, но и стране, и хорошо, если бы об этом задумались и спросили бы себя, скажем, крупные чиновники, все, кто делает реальную погоду в стране и её регионах. Конечно, такое чтение небезопасно для настроения, можно и загрустить – слишком уж болевых мест души она касается. Потому совершенно прав Александр Проханов, написавший к ней небольшое предисловие, в котором рекомендует всем, приступившим к чтению её, крепко помолиться. Но тому, кто сделает это и тем самым соблюдёт основы духовной безопасности, чтение «Бесконечного спуска» поможет не только остановить тягу к деградации, но и пробудить волю к восхождению, которая способна превратить движение по жизненным дорогам в «Бесконечный подъём». И это касается не только индивида, отдельной личности, но и целой страны, которая рождена историей и Богом для больших полётов.
Как уже говорилось вначале, книгу завершают стихи Аверьянова, органично дополняющие его прозу. Известно, что он пишет уже давно и что его поэтическое творчество делится на собственно стихи и на авторские песни – Виталий Владимирович давно поёт под гитару, выпускает альбомы с аранжированными композициями и периодически даёт концерты. Здесь он проявляет себя как музыкальный философ и как сатирик яркого авангардного стиля. В сатирических песнях он разделывается с идеологическими и политическими оппонентами, размышляет о мире с точки зрения его устройства и теневой стороны бытия, лишь иногда позволяя себе лирические размышления. Написанные профессионально, со страстью, с необычными образами и запоминающейся интонацией, они уравновешивают мрачноватые страницы прозы, как бы напоминая, что в мире существует не только человеческая трагедия, связанная со смертью и посмертным адом, но и комедия тоже – в сумме составляющие божественную комедию, название, в эпоху Возрождения запатентованное Данте.
Возможно, что автор ещё не до конца раскрылся как поэт и не знает, в какую сторону он будет развиваться в дальнейшем. По современным меркам поэт ещё вполне молод, ему исполняется 50 лет и выходом книги он устроил себе к круглому юбилею своего рода подарок. Но очевидно, что поэтически осмыслить автор способен многое, потому подождём. Всё вместе, проза и стихи, дополняя философские трактаты автора, создают его творческий портрет – талантливого русского мыслителя, прозаика и поэта, одинаково хорошо умеющего заставить читателя задуматься, загрустить и засмеяться. Всё это – ступени подъёма, который так нужен и отдельному человеку, и стране!