ВЫСТУПЛЕНИЕ В ГОСДУМЕ / Игорь ВИТЮК. ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПИСАТЕЛЯМ. Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании
Игорь ВИТЮК

Игорь ВИТЮК. ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПИСАТЕЛЯМ. Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании

15.02.2024
903
6

ОТ РЕДАКЦИИ:

5 сентября 2023 года в ЦДЛ прошла первая Всероссийская писательская конференция.
На ней выступило большое количество писателей, а также представителей власти:
Минцифры, Минтруда и других ведомств.
Был поднят ряд вопросов: дополнение реестра профессий,
особенности трудового законодательства,
создание унифицированного определения понятия «писатель»,
выработка критериев социального статуса и т.д.
Для детальной проработки необходимых решений 12 февраля
в Малом зале Государственной Думы прошло межфракционное заседание на тему
«Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей».
На данном мероприятии обсуждались следующие актуальные темы:
- социальный статус писателей,
- формирование трудового стажа,
- начисление пенсионных баллов,
- формы занятости при написании художественных произведений,
- дополнение Общероссийского классификатора профессий отдельной профессией «писатель»,
- перевод писателей из Минцифры в ведение Минкультуры.

 

Игорь ВИТЮК

ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПИСАТЕЛЯМ

Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании

 

О переводе Департамента поддержки книжной индустрии из Минцифры в Минкультуры

Чтобы принять закон (а вначале – разработать законопроект) «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей» (в разных вариантах названий эта тема обсуждается писателями почти 30 лет), необходима поддержка профильного министерства, курирующего работу писательских союзов. Таким ведомством в настоящее время является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры), в частности – Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии (далее – книжный департамент).

Главными функциями Минцифры в отношении писателей являются господдержка книгоиздания и литературной деятельности (выделение субсидий на социально значимые издания) и организация выставок и премий в области литературы и книгоиздания.

В то же время представлением писателей к государственным наградам и выдачей стипендий писателям (примерно каждому пятидесятому в творческих союзах) занимается Министерство культуры России, хотя курирует работу писательских союзов именно Минцифры.

Процитирую заместителя председателя Комитета по информационной политике Госдумы Андрея Свинцова (именно этот комитет курирует работу Минцифры): «Такая ситуация исторически сложилась: было Министерство печати, потом печати и массовых коммуникаций. Потом оно трансформировалось в Министерство цифрового развития, перегружено цифрой – в широком смысле слова. Это мобильная связь, интернет, соцсети, программное обеспечение. Там колоссальная нагрузка, огромные деньги. И там, где-то внутри, есть небольшой «книжный» департамент, о котором мы в Комитете ничего не знали (а я уже 7 лет являюсь замруководителя этого Комитета)».

Главным аргументом для перевода книжного департамента из Минцифры в Минкультуры является мощный тезис о том, что кино, театр, опера, песенное искусство, в основе которых лежит литература, находятся в ведении Минкультуры, а сама литература – в ведении Минцифры, где и по задачам, и по располагаемым финансовым ресурсам занимает самое скромное место. Это – аргумент методологического федерального уровня.

Есть ещё один аргумент национального и даже международного масштаба. Его в своём выступлении «Литература требует перезагрузки» обозначил Андрей Рудалёв – это господствующий монополизм антироссийского, либерально-западного дискурса в художественной литературе, которую активно поддерживало Минцифры.

Я же остановлюсь на третьем аргументе – рассмотрении того, кто же реально помогает писателям и организует литературные процессы на региональном уровне на опыте Московской области, где я сейчас возглавляю творческую мастерскую «Летящее перо» при Московской губернской универсальной библиотеке, а до этого – более десяти лет работал в составе Коллегии Минкульта Московской области. Впрочем, в других регионах России ситуация с поддержкой литературы примерно такая же (со своими региональными отличиями).

Во всех субъектах Федерации именно региональные министерства культуры во взаимодействии с региональными отделениями писательских союзов организуют литературные процессы, выделяют субсидии на издание книг местных авторов, выплачивают писателям гранты или стипендии, организуют конкурсы на соискание региональных литературных премий, организуют литературные фестивали, «дни книги» и другие массовые мероприятия, пополняют библиотечные фонды книгами местных авторов. Операторами этой деятельности выступают либо региональные библиотеки, либо региональные дома литераторов (в ряде республик и областей они существуют в качестве бюджетных учреждений). Аналогично выстроена работа и на уровне муниципальных образований, где ею занимаются управления (отделы) культуры.

То есть, по факту реальное управление литературными процессами на местах и государственная поддержка писательской работы осуществляется региональными и муниципальными органами культуры, а не структурами, отвечающими за цифровое развитие, связь и массовые коммуникации.

Отсюда следует, что и федеральный уровень должен соответствовать реальным управленческим практикам в сфере литературы, а не существующей ситуации.

Четвёртым аргументом в поддержку перевода писателей в Минкультуры является то, что Минцифры не проявляет никакого интереса к разработке законопроекта «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей», а Минкультуры готово включиться в совместную работу с депутатами Госдумы и писателями.

Оппоненты перевода писателей в Минкультуры считают, что Минцифры руководит отраслью «книгоиздание и книготорговля». На самом деле в подчинении у Минцифры всего одно ФГУП Издательство «Транспорт». Остальная деятельность направлена на господдержку книгоиздания и литературной деятельности путём распределения субсидий между издательствами, подавшими соответствующие заявки. При этом решения о выдаче субсидии или об отказе принимают экономисты, менеджеры, финансисты, IT-специалисты, но никак не деятели культуры и представители писательских союзов. Это нелогично.

Ещё один упрёк оппонентов: мол, вы бы ещё цирковых клоунов, альтистов, трубачей или народных артистов передали в Минкультуры! Но всё дело в том, что они и так находятся в ведении Минкультуры, поскольку состоят в союзах театральных деятелей, композиторов, кинематографистов и др., деятельность которых курирует Минкульт. Так что и этот довод несостоятелен.

Более того, если в рамках неизбежной реформы Правительства, которая произойдёт после выборов Президента России, разделить Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры на два департамента и «книжный департамент» в полном составе включить в Минкультуры, то такая реформа не потребует ни дополнительного финансирования, ни больших административных издержек.

Полагаю, что высказанные выше аргументы убедили уважаемую аудиторию в целесообразности перевода «книжного департамента» в состав Минкультуры.

 

Закон «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей»

Итак, после передачи «книжного департамента» из Минцифры в Минкультуры открывается возможность для конструктивной работы над законопроектом «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей».

Сегодня в своём выступлении руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий обозначил, что целями текущего межфракционного заседания являются: обоснование перевода писателей из ведения Минцифры в Минкультуры и обсуждение концептуальных положений будущего законопроекта «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей» (далее – Закон).

Указанный Закон необходим, чтобы определить понятие профессии «писатель», после чего Минтруд внесёт её в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». Также в Законе должны быть определены порядок формирования трудового стажа писателя, начисления пенсионных баллов и другое.

Именно в этом Законе должны быть прописаны правила присвоения статуса профессионального писателя. Особенность в том, что в настоящее время в признанных государством писательских союзах (они стали учредителями Ассоциации Союзов писателей и издателей России: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей Санкт-Петербурга) состоит около 20 тысяч литераторов. И совершенно очевидно, что все они не смогут получить статус профессионального писателя, которому государство гарантирует поддержку, в том числе и финансовую.

Поэтому в Законе должен быть прописан (хотя бы в общих чертах) порядок присвоения статуса профессионального писателя.

Также в Законе должны быть указаны базовые меры поддержки писателей, книгоиздания и книгораспространения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (об этом я говорил в первой части своего выступления).

Должен быть определён статус Общественного совета по государственной поддержке писателей (далее – Совет), в функции которого входила бы деятельность по присвоению статуса профессионального писателя, а также определение перечня социально значимой литературы для государственной поддержки издательств, претендующих на субсидии (в настоящее время эти функции возложены на Минцифры России).

В указанный Совет могли бы быть включены сотрудники Минкультуры России, представители четырёх писательских союзов, которые вошли в число учредителей Ассоциации союзов писателей и издателей России, а также видные гуманитарии.

В Законе нужно указать на необходимость создания государственного издательства (далее – Госиздат) художественной литературы (именно – чистого издательства, без полиграфических мощностей, поскольку сейчас на рынке достаточно как коммерческих, так и государственных (региональных) типографий). Задачей Госиздата будет издание социально значимой художественной литературы, которую игнорируют коммерческие издательства, но которая, по мнению Совета, должна быть выпущена в качестве госзаказа массовыми тиражами и распространена по библиотекам страны, подведомственным Минкультуры (их в стране более 40 тысяч), а частично – через книготорговую сеть. При этом выручка от продажи книг через книготорговые предприятия должна аккумулироваться и поступать в Госиздат для выплаты гонораров авторам и для новых книжных проектов.

В законе должен быть определён минимальный авторский гонорар за авторский лист (40 000 знаков с пробелами), привязанный к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) в качестве единицы измерения. Размер гонорара (половина МРОТ или несколько МРОТ) – это предмет обсуждения при подготовке законопроекта (кстати, МРОТ в 2024 г. составляет девятнадцать с небольшим тысяч рублей). Эта сумма должна быть минимальной и обязательной к выплате всеми издательствами, когда издательства приобретают у автора права на издание его текстов. Конечно же, это не касается случаев, когда автор сам платит издательству за выпуск своей книги.

Если сказать коротко, то Закон должен создать условия для получения писателями заработка, трудового стажа и пенсии.

 

О критериях присвоения статуса профессионального писателя

Когда речь заходит о включении профессии «писатель» в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», возникает вопрос: «А каковы критерии присвоения литератору статуса «профессиональный писатель?».

Мы детально обсуждали этот вопрос с поэтом, прозаиком, литературным критиком Сергеем Арутюновым. Он сегодня не смог присутствовать на нашем заседании, поскольку сейчас прощается со своим учителем, профессором Литинститута Владимиром Смирновым, ушедшим из жизни 8 февраля 2024 г.

Но я записал предложения «О критериях статуса профессионального писателя», которые сформулировал доцент Литинститута имени А.М. Горького, научный сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви Сергей Сергеевич Арутюнов, и сейчас представлю их.

Итак, в Законе хотя бы в самых общих чертах должен быть прописан порядок присвоения статуса профессионального писателя.

Конечно, если писатель работает на должности «писатель» в юридическом лице или в качестве индивидуального предпринимателя, то он уже по факту является профессиональным писателем. А вот если он нигде не работает, а занимается чистым писательским творчеством, то именно ему нужен статус профессионального писателя, чтобы начислялся трудовой стаж, пенсионные баллы и т.д.

Возникает вопрос: какая структура должна присваивать статус профессионального писателя?

1. Допустим, это писательский союз, в котором состоит писатель? Но нужно учитывать, что писательский союз, приняв в свои ряды этого писателя, уже как бы подтвердил его профессиональный уровень. А у нас в стране государство признало как минимум 4 писательских союза, которые вошли в число учредителей Ассоциации союзов писателей и издателей России, общая численность писателей в которых приближается к 20 тысячам человек. Конечно же, государство вряд ли готово признать всех этих литераторов профессиональными писателями, пользующимися соответствующими социальными гарантиями. Поэтому нужна система отбора и периодического подтверждения статуса профессионального писателя.

2. Такой структурой мог бы стать Общественный совет по государственной поддержке писателей при Минкультуры России (о нём я писал в предыдущем разделе). Одной из его функций являлось бы присвоение и подтверждение статуса профессионального писателя, гарантирующего писателю государственные социальные гарантии: формирование трудового стажа, начисление пенсионных баллов, иных льгот, выдаче рекомендаций для награждения государственными наградами.

3. Документы в Совет подаёт писательский союз, в котором состоит соискатель статуса «профессиональный писатель». При этом соискатель нигде не должен работать на постоянной основе. При положительном решении Совет присваивает статус профессионального писателя сроком на 3 года (или 5 лет).

Наряду с социальными гарантиями писателю выплачивается ежемесячная заработная плата в размере, допустим, двух МРОТ. От писательского статуса можно отказаться, подав заявление, если писатель перешёл на постоянную работу в другую сферу народного хозяйства.

4. Первичная подача данных соискателем о своей работе подразумевает, что писателем уже выпущены книги, произведения и/или тематические статьи опубликованы в «бумажных» печатных органах (Совет определяет перечень таких изданий), организованы публичные мероприятия, тематически связанные со словесностью.

5. Ежегодно писатель представляет в Совет отчёт по установленной форме, в котором должно быть указано:

– сколько выпущено книг (допустим, не менее одной книги в три года);

– определённое количество публикаций художественных текстов (число обсуждается) в литературных изданиях, определённых Советом;

– определённое количество статей (число обсуждается), посвящённых различным гуманитарным вопросам, но лучше всего – связанных непосредственно со словесностью и не новостного или реферативного (компилятивно-перечислительного) характера, а содержащие собственные аналитические размышления и выводы;

– участие в качестве организатора (ведущего, выступающего) не менее чем в стольких-то (число обсуждается) мероприятиях, связанных с гуманитарными вопросами, а лучше всего – непосредственно со словесностью;

– участие в поездках по регионам страны;

– проведение консультаций (мастер-классов, семинаров) с молодыми писателями (число обсуждается) по различным вопросам с глубокой проработкой предоставленных рукописей;

– осуществление редакторской, составительской деятельности.

На основе предоставленных данных Совет присваивает (продлевает) статус профессионального писателя.

6. Совет имеет право поручить профессиональному писателю написать книгу заданной тематики в рамках государственного задания с заключением отдельного договора и выплатой причитающегося гонорара.

7. По достижении официального пенсионного возраста (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет) писатель перестаёт подавать отчёты в Совет. Ему присваивается пожизненный статус профессионального писателя при условии, что его трудовая деятельность в качестве профессионального писателя составляет не менее 15 лет, что должно подтверждаться соответствующими отчётными документами установленной формы. При этом на пенсии писательская зарплата уже не выплачивается, но доступ к государственному заказу сохраняется.

8. Если избрать иную схему присвоения статуса профессионального писателя, чем в представленном предложении, то есть, формировать писательскую структуру хаотично и при опоре на местничество и близкие родственные и дружеские связи, то процесс немедленно приобретёт коррупционные черты и дискредитирует идею профессионального писательства, а государственные деньги в который раз будут потрачены впустую.

9. Можно попытаться оценить, сколько может быть в стране претендентов на статус независимого профессионального писателя.

– В настоящее время несколько десятков известных писателей, работающих в популярных жанрах (детективы, женские романы, триллеры и др.) имеют статус индивидуального предпринимателя и не нуждаются в статусе профессионального писателя.

– После того, как в Общероссийский классификатор профессий будет включена профессия «писатель», то в сотнях юридических лиц (корпорации, учебные заведения) появится штатная должность «писатель». Те, кто займут эти должности, автоматически становятся профессиональными писателями.

– Из нынешних примерно 20 тыс. членов четырёх признанных государством творческих союзов около 80% литераторов являются пенсионерами. Для них заниматься получением и подтверждением статуса профессионального писателя вряд ли будет интересно, поскольку государственная стипендия им не положена, пенсия не изменится, листки нетрудоспособности по болезни не нужны. Получать статус профессионального писателя имеет смысл лишь для того, чтобы претендовать на получение литературного госзаказа. Но таковых много не наберётся.

Статус профессионального писателя будет желанным для выпускников Литинститута (гуманитарных вузов), которые не нашли работу по душе, а мечтают творить. А также – для тех немногочисленных писателей, которые в силу разных причин нигде не работают (мамы малолетних детей, жёны состоятельных работников и др.). Поэтому можно прогнозировать, что на всю страну, скорее всего, из числа членов четырёх творческих союзов едва ли наберётся полтысячи человек, которые нигде не работают, а готовы всецело посвятить свою жизнь писательству. Расходы на их содержание (ежемесячная зарплата размером в 2 МРОТ) сопоставимы с суммами, выделяемыми в настоящее время Минкультом на стипендии писателям. Но при этом данные профессиональные писатели будут ещё и выполнять госзаказ.

Подобная схема может быть распространена и на региональный уровень.

Вывод: законодателям не нужно вносить изменения в пенсионное законодательство (и др. законы), поскольку у профессионального писателя просто появляется работодатель в лице Минкультуры России (или региона). И одного-единственного закона «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей» достаточно для решения накопившихся проблем.

 

О Всероссийском культурном форуме

Ведущий нашего сегодняшнего мероприятия Анатолий Самуилович Салуцкий в своём выступлении озвучил и поддержал предложение севастопольского писателя Платона Беседина о том, что в России пришло время провести Всероссийский культурный форум с рабочим названием «С кем вы, мастера культуры?».

Напомню, что в ноябре 2023 года в Санкт-Петербурге уже в девятый раз прошёл Международный культурный форум, в котором участвовали представители более 70 государств. На Форуме обсуждались самые актуальные мировоззренческие вопросы, а также рождались новые идеи и проекты.

К сожалению, в масштабах Российской Федерации подобное мероприятие отсутствует. Поэтому полностью поддерживаю предложение Платона Беседина и Анатолия Салуцкого провести Всероссийский культурный форум, в котором бы приняли участие представители всех творческих союзов со всех регионов и обсудили назревшие проблемы, особенно на стыке сфер деятельности. Особая роль была бы отведена литературе как фундаменту при создании произведений для театра, кино, музыкальных произведений… Учитывая непростую ситуацию среди творческих работников в связи с проведением Специальной военной операции, предложенное название первого Всероссийского культурного форума «С кем вы, мастера культуры?» является наилучшим.

Кто мог бы стать организатором такого форума? Может быть – Минкультуры России, а может – Государственная Дума или фракция ЛДПР в Госдуме.

 

Комментарии

Комментарий #35235 23.02.2024 в 23:28

Игорю Витюку на КОММЕНТАРИЙ #35220:
Игорь, прошу прощения за мою описку в вашей фамилии. Сам не люблю, когда оппоненты, не имея аргументов, переходят на личности. Кстати, когда работал Фейсбук, мы контачили в нем и понимали друг друга. :)

1- Мой ответ на ваше: "трудовой стаж должен идти весь срок написания книги (а не только в тот месяц, когда получен гонорар), а размер гонорара должен быть таким, чтобы позволял содержать семью три года".
Мы взрослые люди с образованием, умеем считать: писатель подряжается сделать работу, а заказчик - оплатить. Оплата (гонорар) может выплачиваться по факту сделанного или частями (с авансом) - как договорятся. А "чтобы хватило на прокорм семьи" - это из области фантазий.
О трудовом стаже: он, резонно, должен исчисляться от начала по конец договора. И никак не больше.

2 - Вы: "в сотнях юридических лиц (корпорации, учебные заведения) появится штатная должность «писатель»."
Еще раз прошу вас уточнить: этот деятель будет писать книги - художественные произведения (раз он "писатель") или, всё же, выполнять функции журналиста (писать статьи, очерки, эссе и т.п.) и функции организатора и участника поездок?
Кстати, думаю, именно по договорам писал книги для корпораций Леонид Юзефович.

3 - О "Государственном заказе":
Прежде, чем кто-то в органах власти России даст команду формировать Госзаказ, государству надо признать, что в России должна быть идеология. Иначе суть этих госзаказов скатится к заказам на уже существующее бульварное вульгарное чтиво.
Далее - сформировать эту идеологию.
А затем - включить эту идеологию в Конституцию.

4 - Статью Сергея Арутюнова прочитал еще три дня назад. Он гуманитарий, и излагает предлагаемое эмоционально. Мы с вами по образованию логики (радиоинженеры). И должны, предлагая, логически аргументировать свои предложения.
Успехов вам!
И - с Днем защитника Отечества!

Комментарий #35220 22.02.2024 в 01:50

Ответ Игоря Витюка Николаю Денисову на комментарий #35189.
Николай Денисов взялся обсуждать сложные вопросы юридического плана, но при этом несколько раз переврал мою фамилию (возможно, что умышленно), назвав меня ВиКтюком, а не Витюком. А теперь отвечу на его замечания:

1. Привожу цитату Денисова:
"Художник, скульптор, композитор сделал творческое изделие, продал государству и получил оплату, сделал взнос на свою пенсию.
Сделал много ценных творческих изделий - награждается государственными наградами.
Писателю же, как рекомендует Игорь Виктюк со ссылкой на Сергея Арутюнова, от государства еще должна:
- "выплачиваться ежемесячная заработная плата в размере, допустим, двух МРОТ".
А не правильней так:
- Сделал писатель госзаказ (написал книгу) - и получает за труд так же, как вышеперечисленные три категории творческих людей. Сделал много нужных госзаказов - награждается."
Мой ответ: возможен и такой вариант, но здесь два важных момента: трудовой стаж должен идти весь срок написания книги (а не только в тот месяц, когда получен гонорар), а размер гонорара должен быть таким, чтобы позволял содержать семью три года.
Но это всё - предмет обсуждения законодателей, представителей правительства и писателей на стадии обсуждения законопроекта (а до этого этапа ещё далеко).

2. Денисов пишет:
"Второе:
Виктюк:
"в сотнях юридических лиц (корпорации, учебные заведения) появится штатная должность «писатель».
А этот "профессиональный писатель" будет обязан в этих учреждениях писать книги? Или только, как пишет Виктюк, будет принимать:
- "участие в качестве организатора (ведущего, выступающего)" литературных мероприятий,
- "участие в поездках по регионам страны"?
Тогда какой же он "профессиональный писатель"?
А культработник из отдела культуры на эти места не подходит? С филфаком."

Мой ответ: если писатель будет работать на должности "писатель" в государственной или коммерческой организации, то работодатель в рамках его функциональных обязанностей сам определит - нужно ли писателю ездить в командировки.
А если писатель будет состоять на должности "профессиональный писатель" при Минкультуры, то такие задачи ему будет ставить государство в лице Минкульта. А писателей, особенно столичных, с радостью ждут в регионах. Однако из-за отсутствия работодателя, готового оплачивать такие поездки, выезды писателей в глубинку достаточно редки.

А для лучшего понимания концепций "профессионального писателя" и "государственного литературного заказа" рекомендую Вам прочесть статью Сергея Арутюнова "МЫСЛИ В ЧАЯНИИ БУДУЩЕГО ОБУСТРОЙСТВА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" https://denliteraturi.ru/article/8020 .

С уважением, Игорь Витюк

Комментарий #35218 22.02.2024 в 00:23

Ответ Игоря Витюка на комментарий Александра Нефедова #35201:
1. В своём выступлении я предложил, чтобы тематику госзаказа определял Совет при Минкультуры, в состав которого входят: сотрудники Минкультуры России, представители четырёх писательских союзов, которые вошли в число учредителей Ассоциации союзов писателей и издателей России, а также видные гуманитарии. Поэтому они вряд ли будут рекомендовать к изданию "мусор". Ещё более подробно рассмотрел в своей статье "МЫСЛИ В ЧАЯНИИ БУДУЩЕГО ОБУСТРОЙСТВА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" доцент Литинститута Сергей Арутюнов (https://denliteraturi.ru/article/8020 ):
"В общих чертах государственный литературный заказ – это:
– не менее десяти романов о современности,
– не менее тридцати исторических романов,
– не менее пятидесяти великолепных технически и ментально сборников стихотворений,
– не менее десяти пьес о современности,
– не менее ста коллективных и тематических сборников стихотворений и прозы,
– сотни рецензий на классическую и современную словесность,
– а также поистине огромное количество переводов
– и многое другое…"

2. О должности "писатель". Я сейчас знаю частные компании, которые оригинальности ради ввели должность с названием "писатель" для сотрудников, которые ведут соцсети, где рассказывают о деятельности фирмы, в т.ч. художественным языком, публикуют позитивные истории о продукции фирмы и т.д. А вот государственные учреждения не имеют права вводить такую должность, поскольку её нет в классификаторе профессий. Но дело не в должностях в юридических лицах (люди там получают трудовой стаж и пенсионные баллы вне зависимости от наименования должности), а о тех писателях, кто нигде не работает, а только создаёт литературные произведения.

3. Что касается необходимости идеологии в стране, то кто бы спорил с этим? Конечно она нужна. Но писательское сообщество и депутаты поставили перед собой другую задачу - перевести писателей из ведения Минцифры в Минкультуры, а затем принять закон о социальном статусе российского писателя.

4. Кстати, "литературных чиновников", то есть сотрудников, получающих постоянную зарплату, в Союзе писателей России практически нет, подавляющее большинство писателей, выступивших на межфракционном заседании, занимаются литературной работой на общественных началах. Поэтому рассуждать сейчас о составе будущего Совета, когда нет даже согласованной концепции законопроекта, когда вопрос о переходе из Минцифры в Минкультуры лишь впервые озвучен в Госдуме, - преждевременно.
С уважением, Игорь Витюк

Комментарий #35201 19.02.2024 в 14:00

В случае принятия таких положений о профессии "писатель", на поток пойдут (в т.ч. по госзаказу понятной тематики) такие книги, которые никто читать не станет. И как заставить сферу книготорговли подобные "произведения" продавать? Не получится ли так, что читатель охотнее станет покупать переводные произведения, нежели доморощенные "шедевры госзаказа"?
Писатель/поэт - человек сугубо творческий. Сомневаюсь, что загнанный в рамки закона мастер слова сможет создать произведения, равные по масштабу и значимости тем, что радовали читателей прошлых веков. Кроме того, любопытно, какая структура учредит в своём штате должность "писатель"? Таких организаций найдутся единицы, да и то по указке свыше. Понятно, что Государству важна/нужна идеология. Правильная идеология. Но в погоне за сиюминутным можно утерять вечные ценности. Время, конечно, всё расставит на свои места. Пока что, явно просматривается тенденция: "писателями" станут конечно же те, кто взял инициативу по узакониванию профессии в свои руки. Они первыми войдут в Советы, первыми поедут по городам и весям нашей великой страны, первыми получат госзаказы. Формализм в творчестве приводит не к прогрессу, а к упадку культуры. Конечно, позицию маленького человека никто не услышит в многоголосье окололитературных чиновников. Но, слово своё сказать было надо. Александр Нефедов, член СП России, теперь уже не писатель...

Комментарий #35190 18.02.2024 в 00:28

Достойная, грамотная позиция, продуманная со всех сторон. Надеюсь, депутаты примут к сведению этот доклад. Не слышала, чтоб до Игоря Витюка кто-то вносил конструктивные предложения по разработке мер социальной защищённости писателей. Радует, что этот шаг в нужном направлении сделан, и хочется надеяться, что работа не пропадёт даром.

Комментарий #35189 17.02.2024 в 21:58

Первое:
Художник, скульптор, композитор сделал творческое изделие, продал государству и получил оплату, сделал взнос на свою пенсию.
Сделал много ценных творческих изделий - награждается государственными наградами.

Писателю же, как рекомендует Игорь Виктюк со ссылкой на Сергея Арутюнова, от государства еще должна:
- "выплачиваться ежемесячная заработная плата в размере, допустим, двух МРОТ".

А не правильней так:
- Сделал писатель госзаказ (написал книгу) - и получает за труд так же, как вышеперечисленные три категории творческих людей. Сделал много нужных госзаказов - награждается.

Второе:
Виктюк:
"в сотнях юридических лиц (корпорации, учебные заведения) появится штатная должность «писатель».
А этот "профессиональный писатель" будет обязан в этих учреждениях писать книги? Или только, как пишет Виктюк, будет принимать:
- "участие в качестве организатора (ведущего, выступающего)" литературных мероприятий,
- "участие в поездках по регионам страны"?
Тогда какой же он "профессиональный писатель"?
А культработник из отдела культуры на эти места не подходит? С филфаком.

Сегодня, думаю, те, кто хочет называться "профессиональным писателем", в основном пишут мало (где публично обсуждаемые интересные произведения государственной важности?).
Но вот выступить на литературных встречах, фестивалях, мероприятиях, при этом "ездить по регионам страны" - хлебом не корми.
Николай Денисов