ОЧЕРК / Сергей КЛЮЧНИКОВ. ПОЭТ ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ. О творчестве Николая Красникова
Сергей КЛЮЧНИКОВ

Сергей КЛЮЧНИКОВ. ПОЭТ ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ. О творчестве Николая Красникова

 

Сергей КЛЮЧНИКОВ

ПОЭТ ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ

О творчестве Николая Красникова

 

На первый взгляд власть и поэзия – две вещи несовместные. Причём не в смысле цитаты Пушкина («гений и злодейство – две вещи несовместные»), поскольку далеко не все люди власти негативны по своей природе, а скорее несовместны по причине занятости и погруженности в мирские дела. Трудно сочетать лирическое настроение и необходимость принимать властные решения. В том же Китае это хорошо понимают и потому требуют от современного чиновника совершенного знания традиционной китайской поэзии. Но там речь идёт о чиновничьем чтении, а не о сочинительстве стихов. В сегодняшней российской действительности и политикуме мало поэзии, больше суровой прозы. Однако во все времена и на Востоке, и на Западе встречались большие и малые правители, которые писали стихи. К сочинительству тяготели древние цари, начиная с таких легендарных личностей, как Энхедуанна (жрица), император династии Южная Тан Ли Юй, английская королева Елизавета I, советский генсек Андропов, китайский лидер Мао Цзэдун, иранский духовный лидер аятолла Хомейни. Занимались сочинением стихов фигуры в политическом смысле несколько поменьше, чем прямые руководители государства, – дипломаты, самыми известными из которых были секретарь Флорентийской республики Николо Макиавелли, царский посланник в Персии Александр Грибоедов, французские мастера дипломатической службы Сен Жон-Перс, Поль Клодель, выдающийся греческий лирик, лауреат нобелевской премии Гиоргос Сеферис, чилийский консул и посол в многих странах мира Пабло Неруда, российский министр иностранных дел Сергей Лавров.

Но много ли было и есть поэтов, которые были бы мэрами городов страны? Оказывается, в прошлом были, но таковых было немного, можно говорить о единичных случаях. Одним из таких мэров была женщина с удивительной историей – Елизавета Скобцова, которая в 1918 году была, правда очень недолго, мэром южного города Анапы. В сегодняшней России, наверное, единственным мэром, способным писать стихи на зрелом, профессиональном уровне является Николай Григорьевич Красников – руководитель небольшого муниципального образования в Новосибирской области Кольцово. Красников сам по себе человек уникальной разносторонней одарённости – инженер и научный сотрудник института молекулярной биологии, специалист в области теории вероятности и математического моделирования, закончивший аспирантуру Академии госслужбы при Президенте, но не ставший писать диссертацию. Уже 20 лет он является вице-президентом Союза развития наукоградов России. Красников – мэр наукограда Кольцово, который избирался на эту должность 8 (!) раз, причём без всякого административного ресурса на основе высоких результатов работы, мэр, снискавший любовь и всенародную поддержку жителей городка, крупный спортсмен, бегун на длинные дистанции, неоднократно побеждавший на чемпионатах Европы и мира по легкой атлетике для спортсменов старше 35 лет, активный популяризатор здорового образа жизни. 20 с лишним лет назад Красников принял городок в состоянии упадка и разрухи и за все эти годы благодаря мощным усилиям превратил это поселение в образцовое чудесное место, где комфортно жить, работать, развиваться и отдыхать. Недавно побывавшая в Новосибирске и Кольцово внушительная делегация из знаменитого «Изборского клуба» во главе с Александром Андреевичем Прохановым восхитилась наукоградом и его мэром и позднее выразила это восхищение в целом ряде статей.

Красников прошёл через многое, через что проходил любой человек и руководитель, не побоявшийся в этой трудной ситуации взять на себя ответственность за людей, живущих рядом, и возглавить город – через недоверие, зависть, интриги, непонимание, открытую вражду и даже наезды правоохранителей, закончившиеся ничем. Но везде он выстоял и победил.

Но мы поговорим об ещё одной ипостаси Красникова – творческой. Феномен Красникова заключается в его невероятной пассионарности. Откуда он берёт энергию – загадка, но Красников, помимо всех прочих перечисленных занятий – яркий поэт, член Союза писателей России, автор пяти книг, тонкий лирик и одновременно создатель стихотворений и песен ярко выраженной гражданской направленности. Он начал публиковать свои стихи с 1995 года, преимущественно в новосибирской прессе, в журналах «Сибирские огни», «Новосибирск», альманахе «Синильга».

Само по себе сочетание таких разных направлений – физика, лирика, управление и спорт, причём везде Красников преуспел, – уникально и заслуживает осмысления. Нередко стихи Красникова оказываются произведениями прямого действия. Он искренен и не скрывает своего отношения к тому, о чём пишет, за маской двусмысленности и псевдопарадоксальности, столь характерной для нашего изломанного времени, когда творцы боятся показаться пафосными и назвать всё своими именами. Но быть искренним непросто и больно, о чем говорил во многом близкий по мироощущению Красникову Высоцкий: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Красников сам определяет своё поэтическое мироощущение так: «Я действительно не боюсь быть искренним, не боюсь обнажать свои чувства и мысли. Без этого стихи просто теряют смысл. Боюсь другого. Боюсь, что мои строчки, устав от восторгов и надежд, перестанут пробивать жёсткий панцирь нашей ежедневной прозы».

Можно выделить несколько тем, к которым постоянно возвращается Красников – Россия, любимая страна, которая сегодня переживает непростые времена (гражданская лирика); родные места, природа, в которую поэт, проживший всю жизнь в Сибири, влюблён и которую хорошо знает; литература и поэзия (многие поэты писали стихи о стихах и в этом не было никакой вторичности); отклики на события, произошедшие с нами только что (так называемые стихи-репортажи, имеющие публицистический формат, но сохраняющие дух поэзии); СВО и всё, что с этой темой связано. Николай Красников, наверное, единственный в России мэр, на профессиональном уровне пишущий стихи и прямо заявляющий о поддержке нашей Специальной военной операции. В стихах он сделал это сразу с начала СВО, не став выжидать и оглядываться на то, что говорят другие. Человек власти, хорошо знающий на практике, как эта власть устроена, и понимающий, как губителен раскол власти и народа (хотя чаще в русской истории имел место раскол власти и интеллигенции), поэт, не боясь отлучения от либеральной тусовки, прямо говорит о необходимости единства с президентом страны:

Быть с Президентом и со всей страной –

Вот наш удел, не признающий споров,

И поддержать солдат, идущих в бой,

Чтоб наконец-то яблоко раздора

Разрезать так, чтоб больше не жалеть

Ни нам самим и никогда потомкам,

Чтобы смердящая неонацизма клеть

Была раздавлена возмездием обломков.

Поэт не терпит двоемыслия и не переваривает «ждунов», затаившихся в ожидании возврата к прошлому:

Всё выдержим! Теперь уж ясно всем:

И тем, кто верил сразу без оглядки,

И кто растёкся, как фруктовый джем,

Внутри себя ломая все порядки.

Кто в даль рванул, не закрывая рта,

И кто залёг по-тихому в надежде,

Что снова поменяются цвета,

И мир наденет старые одежды.

Красников верит, что рано или поздно народы, оболваненные пропагандой проснутся и на Западе и его восхищают примеры такого сопротивления:

…Немецкий город, площадь с вешним гамом,

Со всей Европы топчется народ…

И вдруг по центру не спеша, но прямо

С российским флагом старичок идет

…На площади чуть стало больше света

От правды, что в руках старик несет…

Проснется мир! И я уверен в этом:

Политиков всегда мудрей народ!

Он не боится в стихах пересказывать различные военные истории, и эта жестокая окопная правда придает его поэзии черты жесткого военного реализма, не уменьшая внутренней красоты поэзии, а напротив, раскрывая эти глубинные смыслы. В стихотворении «Нелюди» он – не в силах сдержать поэтических эмоций – даже допускает обсценную лексику, характеризуя моральных уродов, сжигающих на костре пленённого бойца.

Поэт обращается к «улетевшим и убежавшим» (так называется само стихотворенье) со смешанным чувством недоумения, боли и презрения:

Да, не бывает идеальных стран,

И наша Русь не глянцевых порядков…

Да, чужеродный нравится кафтан

И овощи на зарубежной грядке.

Понять могу… Но не любить народ

Тебе родной… И поддаваясь моде,

Не понимать, куда закрутит плот

Без вёсел в мировом круговороте,

И отрицать культуры нашей код,

Не признающий естества разломы,

Не слышать в вечном слове «патриот»

Простой любви к семейному альбому.

Красников хорошо понимает значение фактора памяти, соединяющей поколения, а значит и страну, которую через навязанный конфликт поколений сегодня умело разделяет современный мир. Потому символы семейного альбома приобретают в его поэзии очень важный смысл, а фигура Деда с большой буквы становится символической:

Трудно на земле оставить след

Ровный, без зигзагов и изломов,

Если позабыть, что значит Дед

Старого семейного альбома.

Красников всегда думает о стране и о победе. Где бы он ни бывал и о чём бы в дальнейшем ни слагал стихи, его мысль снова и снова возвращается к этой теме. Вот итог его раздумий о Петербурге, городе, который он недавно посетил:

Песнь морскую и свою вести

Всей Руси на пользу и на славу,

Чтобы всякий видел на пути

Флаг морской и северной державы.

От Петра заложенная стать

Золотом его побед покрыта…

И уже не надо открывать

Окна настежь: все давно открыты

Если кто забыл – переживём,

Но напомним без гранитной грусти:

Мы врагов, как прежде, не зовём,

А прийти задумают – не пустим!..

Вот как повернул гранитный стиль

Мыслей ход, на гордость обреченный,

Ведь не зря же в небо смотрит шпиль

Шпиль адмиралтейства золоченый.

Тем не менее, нельзя считать, что поэзия Николая Григорьевича носит исключительно гражданский характер, хотя и в этих стихах он не впадает в то, что в подобных случаях называется публицистикой. Не менее значительна в его творчестве лирика, воспевание красот природы, например, рассвета над Ладожским озером:

Рассвет над Ладогой – божественный рассвет!

В мятежность волн упала грозность неба…

И вдруг светлеющий, едва горящий след,

Над водной рябью увлекает в небыль.

Чуть позже поднимается наверх

Разводами своей горящей лавы…

Над ней ещё лежит в сугробах снег,

Не тронутый подсветкой величавой.

Человеку всегда дают дополнительные силы образы детства. Выросший в Иркутской области в месте Тулун, ставшем позднее местом национальной трагедии (вспомним затопление, произошедшее в этих местах, которое унесло 16 человек и разрушило более трёх тысяч домов), Красников за два года до этих событий оставил о своей родине проникновенные строки:

Снова май в Тулуне,

Улыбаются лица,

И почудилось мне:

Моя молодость длится.

В дреме леса окрест,

По распадкам и падям,

В хороводе невест,

Ожидающих свадеб.

В той запевке скворца

У скрипучей скворешни,

Что манит без конца

Своим зовом нездешним.

И над Ией-рекой

Синь небесная тает,

И тебя лишь одной

Мне, поверь, не хватает.

Русская природа восхищает поэта везде, где бы он ни побывал на необъятных российских просторах. Он воспевает Байкал, сибирский лес в Академгородке столицы Сибири, среднерусские просторы, Онежское Озеро. И везде от конкретного образа он снова возвращается к стране, пытаясь разгадать загадку, почему Бог, управляющий течением нашей исторической и природной жизни, задумал её такой, как она есть:

Онежье – это не Онегин:

Не светским будет разговор…

Волна, отодвигая бреги,

Залила мощью весь простор…

От края неба и до края

Ничто не остановит взгляд,

На гребнях волн вода вскипает

И тут же прячет свой заряд,

Чтобы опять через мгновенье

Подняться снова на дыбы…

Незримо Бога повеленье,

Как начертанье судьбы.

Впечатляет способность поэта воспеть разные грани и оттенки природы:

Рассвет над Ладогой – божественный рассвет!

В мятежность волн упала грозность неба…

И вдруг светлеющий, едва горящий след

Над водной рябью увлекает в небыль.

 

Чуть позже поднимается наверх

Разводами своей горящей лавы…

Над ней ещё лежит в сугробах снег,

Не тронутый подсветкой величавой.

О разнообразных темах поэзии, да и о самой многопрофильной личности талантливого сибирского мэра можно говорить много, но главное, что нужно отметить, – богатых на таланты людей рождает земля русская и, если говорить конкретнее, сибирская. Николай Григорьевич Красников – поэтический бегун на длинные дистанции. Он бежит к своему «прекрасному далёко» неторопливым сверхмарафонским бегом, на ходу успевая делать всё. Он опровергает самим своим существованием мысль о трудносовместимости поэзии и власти. Глядя на его жизнь и способность всё успевать, понимаешь, что эти две реальности (власть и поэзия) ещё как совместимы. Но для совмещения нужен сосуд куда большего объема и вместимости личностного таланта в той и в другой областях творчества.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии