ЮБИЛЕЙНОЕ / Борис АГЕЕВ. ПОЗДРАВЛЕНИЕ с 75-летием от Совета по прозе СП России
Борис АГЕЕВ

Борис АГЕЕВ. ПОЗДРАВЛЕНИЕ с 75-летием от Совета по прозе СП России

14.01.2025
298
5

 

С О В Е Т   ПО   П Р О З Е

СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

 

Борису Петровичу Агееву – 75 лет

 

Дорогой Борис Петрович!

Сердечно поздравляем вас со столь замечательным юбилеем! Гордимся вами – правофланговым русской литературы, товарищески радуемся тому, что живём и работаем рядом, вместе, в одну эпоху на благо одной для всех нас, любимой России. Ваше уже многотомное литературное творчество, эталонно соединяющее в себе мудрость и душевность человековедения и человеколюбия, ваша нравственная неколебимость, верность традициям высокой художественности, жертвенное гражданство Русского мира уже поставили ваше имя в один ряд с теми именами, которые олицетворяют временные этапы вневременного национального литературного процесса. Но ваш труд над столь нужным народу словом русского писателя продолжается, и потому мы с уверенной надеждой ждём новых творений Мастера.

Борис Петрович, ещё раз искренне поздравляем вас с юбилеем, обязательного здоровья вам, неложных вдохновений, творческих сил и желаний к их исполнению! Пребывайте любимым и любящим.

От имени членов Совета по прозе
       Союза писателей России

       Дворцов В.В.

 

========================================

Марина МАСЛОВА

ВЗЫСКУЯ ДРЕВНЕГО ОТЕЧЕСТВА

Мысль о милосердии в прозе Бориса Агеева

 

 «В нигилистических учениях о закономерностях и даже необходимостях раскола… почувствовалась мне, тем не менее, величайшая боль и увиделась мысль о милосердии к униженным, милосердии за счет принудительной справедливости к остальным, – размышляет один из героев рассказа Бориса Агеева «Убогая». – И пускай эти учения в дальнейшем совершенно естественно и благополучно окаменели, только лишь на своём опыте довелось скорбно убедиться мне в том, что не стоит дом человеческий на краю, что не разовьётся на расколе энергичное государство и не породит ничего иного, как страх, подозрительность и безверие».

 

Мотив юродства в рассказе «Убогая»

В церковнославянском языке прилагательное убогий означает «бедный, лишенный сил, больной». Слова убог и юрод являются синонимами, когда подразумеваются физические качества больного человека, его телесная неполноценность, внешняя непривлекательность.

В Словаре церковнославянского языка прот. Г.Дьяченко эти слова даны как абсолютные синонимы: юрод, юродивый (урод, уродивый) – «безумный, глупый, имеющий неправильные члены тела, калека».

На почве русской религиозной культуры понятие юродства связано, прежде всего, с этическим моментом несоответствия поведения юродивого общепринятым стандартам, нормам и привычкам человеческого общежития.

Например, юродивые могли ходить босиком в любое время года, иногда и вовсе обнаженными (св. Василий Блаженный). Они могли есть из одной миски с собаками (блаж. Евфросиния Алексинская), совершать другие действия, не характерные для поведения обычного человека. Женщины-юродивые могли надевать на себя мужское платье и называть себя мужскими именами (св. блаженная Ксения Петербургская).

Можно привести много имён русских и общехристианских подвижников, избравших юродство в качестве способа обретения святости. Принципиально здесь одно: отказ от обусловленного этическими нормами поведения во имя проповеди иной, духовной жизни по заповедям Христа.

Далее мы прибегнем к словам Георгия Федотова, которые позволят нам свести воедино историю и современность. Книга «Святые Древней Руси» вышла в Париже в 1931 году, и тогда ученый писал по поводу выявленных им особенностей подвига юродства:

«Мы могли бы легко сослаться в доказательство на современное русское юродство, но это было бы методологически неправильно. Лишенное церковного признания и благословения с 18 века, русское юродство не могло не выродиться, хотя мы лишены возможности определить степень его уклонения от древних образцов».

Хотя в народе и осталось благоговейное, даже с некоторой робостью, отношение к убогим-юродивым, однако о религиозной подоплёке такого восприятия теперь уже говорить сложно. Но мы всё-таки попробуем. И поможет нам в этом рассказ Бориса Агеева «Убогая». Здесь нам дано увидеть и понять, что на каком-то уровне человеческого сознания всё ещё сохраняется память о том, что убогий – это слабый, не приспособленный жить вровень с сильными людьми, тот, кто ближе к Богу из-за своей душевной и телесной немощи. Тот, кому благоволит Бог, ибо иного защитника убогий не имеет.

 

Интересующий нас рассказ Бориса Агеева написан в 1988 году. Для православных это великая дата – тысячелетие Крещения Руси.

На первый беглый взгляд, никаких признаков религиозного понимания феномена юродства в произведении не обнаруживается. Даже само это слово отсутствует в рассказе. Однако при более внимательном прочтении выясняется, что текст не лишён определённого православного колорита, о чём свидетельствует наличие таких реалий, как «церковь на берегу», «алтарь», «прихожане», «церковный придел», «купола», «церковная служба». Выражения типа «бежал сластей житейской славы» или «пытать о вере на путях и на торжищах» также очевидным образом подсказывают нам истоки авторской концепции. Последнее изречение, например, отсылает нас к «Просветителю» преподобного Иосифа Волоцкого.

Мотив юродства – как художественная категория – лишь единожды звучит открыто незадолго до кульминационного момента рассказа: «Василий Иванович решил поразить мир историческим полотном, где одним из персонажей должна стать юродивая в растерзанном платье». И далее события разворачиваются уже пророчески, словно воплощая в действительность фантазию художника: образ «юродивой в растерзанном платье» силой непредсказуемых обстоятельств обретает плоть и кровь.

Возможно, автор намеренно старался избежать открытого сближения своей героини с христианскими юродивыми, а потому прибегнул к такому сюжетному повороту.

 

Героиня рассказа названа «убогой» не только в связи с упомянутыми выше признаками: бедность, болезнь, слабость, беззащитность, сиротство. Слово «убогий» в своей корневой сердцевине несёт то основное качество-состояние, наличие которого в людях, определяемых этим словом, обусловливает их особый статус в человеческом обществе – добрые люди их всегда жалеют, ласкают, почти с благоговением оберегают от разного рода посягательств жестокого мира. Злые, разумеется, наоборот – норовят обидеть и притеснить, как-нибудь воспользоваться их беззащитностью и простотой.

На долю героини Бориса Агеева выпадают встречи и с теми, и с другими. Она претерпевает и безжалостное насилие, и нежную отеческую любовь. Удивительно, что в обоих случаях она остается верной – интуитивно – той самой внутренней сути, которая определяет её место в жизни земной: быть ничьей среди людей, ни к кому не привязываться надолго, ни перед кем не иметь обязательств, ото всех в конце концов уходить, оставаясь «бездомной на всех просторах земли…».

И не случайно здесь «претерпевает» относится как к жестокости, так и к заботе. Библейское «Мужайся и потерпи Господа!», вполне приложимое к судьбе агеевской героини, означает равно благодушное приятие и радостей, и скорбей. Именно поэтому даже самым ласковым и заботливым опекунам, периодически дающим приют убогой, «совладать с Верочкой… было не дано». При всей её житейской немощи – была в ней какая-то загадочная сила.

Согласно отведённому ей месту в земной жизни, она была вне власти житейских обстоятельств, они не трогали её душу. Она будто бы всею сутью своей оставалась у-Бога

Автор намекнул в конце своего рассказа на эту глубоко запрятанную им идею нищеты духа человеческого, в немощи которого незримо совершается сила Божия. Немного ироничная интонация повествования вовсе не соответствует, на первый взгляд, такому пониманию идеи рассказа. Никто из героев (опять же, на первый взгляд) не напоминает даже о возможности религиозно-этической интерпретации сюжета.

И всё-таки авторская система образов и как бы второстепенных деталей предлагает именно такое восприятие этого печального повествования.

Вот, например, эпизод прощания с Верочкой в самом конце рассказа:

«Потревожилась Авдотья Павловна, перед иконой помолилась и попричитала… Проводила до той самой дороги, что вела в сторону Угон – может статься, подберут ее прежние старушки и никуда не отпустят. Только и оставалось верить в это. Стояла Авдотья Павловна на тёплой горке под весенним солнышком… крестила Верочкину спину, кивала трясущейся головой и шептала про себя:

– Бог с тобой, милая, Бог с тобой.

И спустилась Верочка в дол и побрела, спотыкаясь, по вставшей дыбором дороге, бездомная на всех просторах земли, и даже оглянуться на Авдотью Павловну не догадалась».

 

Так, между прочим, заповедано и в одной из главных книг человечества: не оглядываться вспять, если идёшь вперёд; не привязываться к людям, если тебе даны силы идти вдаль по вздымающейся дыбором дороге…

Может быть, автор вовсе не подразумевает у Верочки ту силу, которую предполагаем в ней мы, просто она не оглянулась по рассеянности, не имея сильного сердечного чувства к Авдотье Павловне, а потому и не считая необходимым благодарно оглядываться…

Однако же библейский мотив бездомности человека на земле вкупе с образом идущего вперёд без оглядки – вполне достаточные, на наш взгляд, основания для того, чтобы предположить в этом финальном аккорде христианскую сущность авторского замысла. Религиозная интонация повествования предельно сдержанна, почти полностью заземлена до обрядово-бытового уровня. И всё-таки…

Подобно тем первым бледно-зелёным листочкамвзорвавшим набухшие почки в день появления Верочки в городке, пробивается сквозь наслоения скепсиса и иронии эта ненавязчивая мелодия религиозно-покаянного характера:

«Теперь, спустя двадцать пять лет, отблукав по свету – даже и до Камчатки дошёл  подумал аз грешный как-то обо всём, сел и написал вот этот рассказ. Судите и меня, люди».

Удивительное качество обнаруживаешь в этом грустном повествовании Бориса Агеева: не сразу, не вдруг, а только после второго, третьего прочтения этого, как кажется, не вполне отчётливого по своей идее сюжета понемногу прозреваешь, как сквозь клубящийся утренний туман, очертания чего-то очень значительного и очень красивого.

--------------------------

Фрагмент размышления Марины Масловой о творчестве Бориса Агеева.
       Полная версия статьи:
https://denliteraturi.ru/article/5582

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #43575 16.01.2025 в 02:19

Боря, с юбилеем тебя! Я знала, что ты неординарный человеке, но не предполагала в тебе такого таланта! Не все прочла, но по тому, что встретилось, поняла, что ты очень талантлив! Дай Бог, чтобы у тебя все умножилось! Счастья тебе и удачи!

Комментарий #43571 15.01.2025 в 06:52

Борис Агеев — писатель, который не просто пишет, он рассказывает истории, которые остаются в сердце. Он — летописец русской жизни, человек, умеющий видеть красоту в простоте и глубину в повседневности. Его произведения — это глоток свежего воздуха, напоминание о том, что действительно важно.
Хочется выразить огромную благодарность Борису Петровичу за его творчество, за его мудрость и душевность. Его проза — бесценный подарок для всех, кто ценит настоящую литературу, для всех, кто хочет чувствовать себя частью великой русской культуры. Его произведения помогают нам лучше понять себя, свою страну и своё место в этом мире. Спасибо Вам, Борис Петрович, за Ваш талант и за Ваше открытое сердце! А. Леонидов, Уфа

Комментарий #43560 14.01.2025 в 16:39

Борис Петрович! С юбилеем! Пусть пребудет с Вами радость от творчества!
Забайкалье

Михаил Попов 14.01.2025 в 15:54

С юбилеем, Борис! Тепло вспоминаю дни в Симбирске-Ульяновске, где праздновалась годовщина русского классика Ивана Гончарова и вручалась литературная премия его имени.
Думаю, Иван Александрович, глядя на тебя с небесного пьедестала, был доволен таким потомком-преемником -
и звучный слог прозы, и зрелая мысль произведений, да к тому же ещё и окладистая седая борода...
А потому почудилось мне на том торжественном ристалище, что незримо-зримо спустившись со своего пьедестала,
Гончаров напутственно и по-отечески коснулся твоего плеча...

Комментарий #43558 14.01.2025 в 15:47

Борис, с юбилеем, с пожеланием и впредь верно, усердно и талантливо служить русскому слову. Ангела Хранителя в судьбе и творчестве. Ан. Байбородин