
Владимир СПЕКТОР. АНГЕЛЫ СУДЖИ. Об одноимённом романе Владимира Пронского
Владимир СПЕКТОР
АНГЕЛЫ СУДЖИ
Об одноимённом романе Владимира Пронского*
Принято считать, что лучшие произведения о войне создаются спустя время, после победы, после глубокого осмысления событий. Спорное, на мой взгляд, утверждение, ибо по горячим следам писали о войне Фадеев и Некрасов, Симонов и Твардовский, Полевой и Казакевич, Катаев и Шолохов… И писали прекрасно. Да, потом появилась великолепная «лейтенантская» проза Бондарева, Бакланова, романы и повести Быкова, Васильева, Гроссмана, Астафьева, Пикуля, Богомолова, Семенова, Бека, Волынского, Курочкина…
Но, наверное, главное – не время написания, а талант, мера проникновения в события, сопереживания, сопричастности к тому, что происходит. И невозможность промолчать, желание высказаться и поддержать тех, кто на линии огня без лишних слов делает свою работу, тяжкую и смертельно опасную, но без которой жизнь невозможна.
Об этой работе написал свой роман «Ангелы Суджи» известный прозаик Владимир Пронский. И показал в ней войну такой, какой видят её непосредственные участники боевых действий. Без бравады и наигранного пафоса, честно, жёстко и правдиво. Когда читаешь книгу, постоянно возникает ощущение, что автор не просто видел то, о чем пишет, но и прошел все испытания, познал их на себе, чудом оставшись в живых. Это ощущение, на мой взгляд, наивысшая оценка любому произведению, ибо возникает оно редко и достигается великим мастерством.
Главный герой книги солдат СВО Сергей Земляков о своей службе рассуждает так: «Это для детишек война ‒ игра, а для нас работа, ставшая привычной за последние месяцы, мы её исполнители, а лейтенант, что бригадир: дал указание, махнул рукой «Вперёд!» ‒ и будь здоров, не кашляй, а вваливай так, как научился за это время. Считай, Земляк, что ты на производстве по защите Родины»…
Думаю, позывной героя не случаен. Он действительно – всеобщий земляк для всех, кто на войне и в тылу, он в ответе за землю и воздух, причем в прямом смысле. И он, и его ближайший друг и однополчанин Михаил Медведев – не юные призывники, а бывалые, повидавшие жизнь 45-летние мужики, добровольцы, пошедшие на войну, казалось бы, по разным причинам. У Медведева погиб сын, и мщение за юную родную душу стало главным двигателем его поступков. А Сергей Земляков, несмотря на зрелый возраст – начинающий фермер, взявший в аренду громадное пшеничное поле и решивший, что служба на СВО поможет расплатиться с долгами, компенсировать немалые расходы…
Но это им только кажется, что причины принятых решений – в этом. В конце концов, они приходят к пониманию, что воюют, прежде всего, не за вознаграждение и не из чувства мести, а за справедливость, за Родину, за мирную жизнь близких и далеких людей, и это лишь на первый взгляд звучит высокопарно, а по сути, так и есть. И по мере чтения мы убеждаемся, насколько выстрадано это чувство, насколько оно искренне и неколебимо. И о воздухе упомянуто не зря. Именно его, воздуха, не хватало в той самой, ставшей легендарной газовой трубе, по которой бойцы-добровольцы штурмового отряда проникли во вражеский тыл.
«…Задача ‒ проникнуть по газовой трубе на несколько километров в глубокий тыл врага, в район города Суджа. Труба диаметром 1420 миллиметров, так что придётся идти 14-15 километров пригнувшись, а где-то и на четвереньках пробираться, когда устанут ноги. К тому же, в трубе имеется остаточная загазованность, хотя её проветривали и заполняли кислородом, но всё равно, по расчётам специалистов, воздуха может не хватать, особенно при большой скученности бойцов и вдали от вентиляционных отверстий, пробитых в трубе через километр-полтора. Поэтому передвигаться будете группами по пять человек с дистанцией в два метра и десять метров между группами. Испытание предстоит тяжёлое, рассчитанное на несколько суток»…
Уже эта командирская вводная дает представление о колоссальной трудности и, на первый взгляд, невыполнимости задания. И, тем не менее, операция «Поток» была успешно реализована. И воплотили в жизнь её не какие-нибудь киборги и терминаторы, а простые русские парни, воины, которые пошли на риск не ради денег или славы, а, как писал когда-то Твардовский, «ради жизни на Земле». Ничего не изменилось. Всё также борется добро со злом. И зло по-прежнему коварно. А добро в борьбе за справедливость несокрушимо, претерпевая самые грозные испытания.
«Чем дальше погружались в трубу, тем труднее дышалось и сильнее колотилось сердце, и Сергей, вспомнив мать-сердечницу, достал таблетки корвалола, которые раздавал санинструктор на входе. Принял одну, запив малюсеньким глоточком воды, и вроде полегчало… Подземная людская вереница продвигалась всё ближе к конечной точке, где бойцы получат приказ к наступлению, и тогда только вперёд, к победе. Но пока надо стиснуть зубы и терпеть... Когда увидели горящую впереди лампочку и людей, мелькавших в её свете, казалось, уже не осталось сил, чтобы добраться до них. Это были бойцы бригады «Ветераны», три недели жившие в трубе и готовившие её к их походу. Они дошли и рухнули там, где стояли. Сидели и глотали воздух… Осталось пробить лаз в земляной перемычке и открыть путь на волю, надышаться всей грудью. А потом достигнуть окрестностей города и, как ангелы-хранители, воспарить над ним, выбив захватчиков и защитив оставшихся жителей».
На мой взгляд, очень важно, что книга о сражениях под Суджей написана именно «по горячим следам». Честно и без прикрас. Но это не журналистский репортаж, это именно роман, многоплановый, увлекательный, с героями, вызывающими симпатию и сопереживание. Роман, в котором жизнь кровава, а смерть всегда рядом. И люди, которые могли бы растить хлеб или строить дома, работать на заводе, вкладывая труд и мастерство в изготовление нужных для жизни вещей, вынуждены убивать друг друга. Потому что это – война, и если не убьешь ты, убьют тебя. За что и почему? Ох, как трудно отвечать на этот вопрос. За правду и память, за право говорить и думать на своем языке, на котором пела колыбельную мать, за свободу выбора своего настоящего и будущего. За возможность помнить и не забывать свою историю, своих героев, своих предков. Это важно. И за это идут бои между вселенским Злом и Добром. И снова, как в песне, «нужна победа». И цена за неё – выше не бывает.
«Когда обстрел прекратился, раздалась негромкая команда: «В атаку!», и лейтенант Харук первым поднялся и, пригнувшись, побежал под огневым прикрытием с флангов на пока ещё молчавшие окопы. Раздались выстрелы противников, сразу получившие ответный шквал от наступавших бойцов, которым терять было нечего, хотя у них не имелось никакой защиты, кроме броников, куража и собственной храбрости. И вот кто-то уже оказался во вражеских окопах, кто-то сцепился в рукопашном бою, и отовсюду раздавались короткие очереди, разрывы гранат, а в перерывах между взрывами со всех сторон доносилась неубиваемая матерщина, словно бойцы в один миг забыли все другие слова. Расправившись с блиндажами, они потекли ручьями по окопам, гоня впереди себя беспорядочно отстреливающихся врагов, видимо, не ожидавших от наступавших такой ярости, в которой они, забыв обо всём, добивали всех, кто держал в руках оружие. А его почему-то держали все, даже находившиеся в критической ситуации, словно автоматы могли им помочь на том свете»…
В одном из таких боев получили ранения друзья-герои романа. И после госпиталя оба отправились по домам в отпуск, где мирная жизнь продолжалась в полной мере, радуя любовью родных и близких, оглушая и изумляя телеэкранными развлекательными шоу, которые близкими не могли стать никак. В беседе с отцом Сергей вспомнил родного брата, который еще до майдана выбрал себе жену с западной Украины и переехал туда, врастая в быт и майданные реалии, столь отличавшиеся от рязанских, откуда родом все Земляковы. Встречались родственники всё реже, хотя за медом к отцу, державшему пасеку, раз в год сын, ставший чужеземцем, приезжал обязательно. В 2022 году призвали брата в ВСУ, через месяц службы он погиб под Мариуполем, а через две недели, не выдержав переживаний, скончалась на Рязанщине мать. Спустя два года в украинскую армию призвали и внука, и вскоре пришло сообщение, что он тоже убит… Вот и состоялся такой разговор у сына с отцом:
«‒ А ты мог бы стрельнуть в него, зная, что он твой племянник?
‒ Пап, ну ты и вопросы задаёшь… Когда идёт бой, некогда присматриваться. Всё зависит от случая. Издали не приглядываются, а безжалостно стреляют друг в друга.
‒ Ну, к примеру, вы сошлись, он тебя окликнул… Стал бы?
‒ Прежде всего, попросил бы опустить автомат.
‒ А если бы не опустил?
‒ Не опустил бы и имел явное намерение выстрелить в меня, то и я не растерялся бы. А как иначе. Уж сколько таких случаев было, когда, например, брат с братом встречались. И что? Да ничего хорошего для одного из них не было. Обязательно кто-нибудь погибал. Это, пап, война»…
О многом поговорили отец и сын. И о причинах войны, впрочем, не погружаясь в «глубины глубин». А согласились лишь, что война справедливая, и победить в ней – дело, стало быть, правое. Понятно было, что начиналось всё в соседней стране еще до майдана, когда одна часть населения вдруг признала себя более сознательной, и речь свою – более правильной, когда стали допустимыми издёвки в адрес русского языка, культуры и литературы. А искажать прошлое, глумиться над памятью и памятниками, над героями и историей страны – стало ненормальной нормой жизни. И уже потом человеческую речь заменил говор танков, артиллерии и ракетных систем залпового огня.
Всё это бывало в истории и не раз. Национальное чванство никогда не приводило к добру и миру. Как раз наоборот. Но главная причина, наверное, в ответе на извечный вопрос «Кому это выгодно?». Кому выгодно натравливать одних людей на других, делить их по нациям и территориям, кого-то расчеловечивая, а кого-то возвеличивая? Наверное, тем, кто производит оружие, кто стремится завладеть природными ресурсами, для кого само существование сильного конкурента – невыносимо и неприемлемо…
Возможно, не так они говорили, но подразумевали именно это. А отпуск по ранению, как всё на свете, прошел быстро. И после мучительно-трогательного прощания с родными отбыл Сергей Земляков снова в свою часть, которая продолжала бои в районе Суджи. Описание боев – на мой взгляд, удача Владимира Пронского. Повторюсь, сделано это правдиво и честно. Настоящая высокая военная проза. Которую в отдельные моменты читать просто больно. А каково участвовать в таких боях! Да и писать это, уверен, было не просто. У книги нет «хэппи энда». Сергей Земляков погибает во время одной из атак. Умирает его отец. Но остается пшеничное поле, остается вера в победу справедливости, в то, что всё было не зря. В то, что ангелы, которыми становятся души погибших воинов, помогут не только на поле боя, но и в жизни, а в ней правое дело неизменно остается правым.
«Проломив забор между участками, они зашли к дому с тыла, и, приготовив гранату, Земляков собрался метнуть её на веранду, и уж было замахнулся, но раздалась обычная короткая очередь, неожиданно сразившая его. Падая, он сумел лишь отбросить от себя взведённую гранату, и она взорвалась метрах в шести, а сам он, подломив одну ногу, опрокинулся навзничь. «Что это я, ‒ мелькнуло в голове у Землякова, и она поплыла. ‒ Неужели и меня достали?!» ‒ и это было единственное, о чём успел подумать… Он пытался дышать разбитым горлом, но это плохо получалось ‒ больше хрипел и булькал кровью, чем дышал… Жизнь ещё цеплялась, пыталась задержаться, хотя он сам ничего уже не чувствовал, но мозг пока жил. И перед тем, как сознанию окончательно провалиться в темноту, Сергею привиделось своё поле, жена и сын привиделись… Они махали ему, звали к себе, и он махнул им в ответ: «Катя, Гриша, я иду…». Он обнял сына и прильнувшую жену обнял, и стояли они втроем у поля пшеницы ‒ самые счастливые на свете. «Вот и хорошо, что встретились. Пошли домой, ‒ позвал он. ‒ Соскучился! Теперь я навсегда с вами!».
Все закончится когда-нибудь,
смолкнут позабытым эхом взрывы.
Жаль, что невозможно заглянуть
в будущее – как вы там? Все живы?
Жаль, что продолжается война,
проявляясь масками на лицах.
И уже почти что не видна
тень любви. А ненависть все длится.
-------------------------------------------------
*«Ангелы Суджи», роман Владимира Пронского. «День литературы» https://denliteraturi.ru/article/9138
Читается влёт.
Про жесткость войны,
про её особую жестокость ведь война эта -
братоубийственная.
Моя благодарность Владимиру Давыдовичу за проявленное внимание к мой работе. Трудно в наше время с критикой. Нечасто можно дождаться профессионального разбора произведения или чувственного читательского слова. И не просто читательского, а профессионального, как в данном случае, от человека, долгое время связанного с литературой. Герои СВО живут среди нас, будоражат воображение своими подвигами, и обязанностью литераторов является первейшая и главная: не проходить мимо, не оставаться равнодушным. В. Пронский.
Да!